Становится страшно от безысходности, когда видишь, как собственный ребенок стоит на краю пропасти… Не знаешь, когда он сделает «это» и сделает ли вообще… Как понять своего ребенка, в которого вложил столько душевных и физических сил, но который устал от жизни и не видит в ней больше смысла? «Как же так? Ведь жизнь-то у него только начинается», — думаем мы, родители. Что сказать ребенку и что сделать, чтобы он да и мы сами не наделали еще больше ошибок? Как предотвратить необратимое?
Насколько серьезна ситуация?
Если вы читаете эту статью, значит, вы серьезно воспринимаете состояние своего ребенка, переживаете за него и хотите помочь. Чтобы безошибочно помочь своему ребенку, родителям важно понимать особенности его психики, а также причины его поведения.
На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» мы учимся точно определять состояния ребенка и находить подход к потерявшему желание жить подростку. Очень важно для родителей распознавать, имеет их ребенок склонность к театральности, демонстративности или на самом деле чувствует себя одиноким в этом мире и потерял всякий интерес к жизни. Согласно Системно-векторной психологии, суицидальные мысли приходят в голову обладателям двух векторов — звукового и зрительного.
Рожденный мыслить может полететь
Обладателя звукового вектора часто воспринимают как человека не от мира сего. Задумчивый, любящий побыть в тишине и одиночестве, он не интересуется материальными ценностями общества. Он с детства задает вопросы о происхождении мира, о Вселенной, о смысле жизни. Если он не находит ответов на эти вопросы, то в подростковом возрасте давление этих звуковых нехваток становится критическим.
Если в близком кругу отсутствует поддержка и понимание его звукового поиска, то он перестает озвучивать свои мысли, но не перестает думать. Звуковик рожден мыслить, искать и находить смыслы. Если он чувствует себя одиноким среди людей, если никто его не понимает и не разделяет его идей, если он не находит смысла жизни, то, рожденный интровертом, подросток со звуковым вектором еще больше сосредотачивается на себе и впадает в глубокую депрессию.
В депрессии у звуковика и возникают суицидальные мысли. В этом состоянии ему кажется, что именно физическое тело, от которого он думает избавиться, обременяет его и приносит ему страдания.
Мысли о суициде, которыми он чаще всего ни с кем не делится, звуковик может вынашивать в себе молча днями и даже месяцами. Очень часто думающий о самоубийстве звуковой подросток может вечером прийти на тусовку, повстречаться с друзьями, а под утро встать на крышу многоэтажки и полететь в никуда. Для окружающих такой поступок будет выглядеть спонтанным, но для звуковика это обдуманное действие.
Как распознать деструктивные состояния в звуке и что делать
Если ваш ребенок-подросток:
— много спит или, наоборот, не может спать;
— потерял аппетит, забывает поесть;
— имеет изменчивое настроение, чаще всего раздражителен;
— замкнут в себе, почти перестал общаться со своими друзьями;
— потерял интерес к чему-либо, не задумывается о будущем;
— читает книги о смерти, слушает тяжелую музыку;
— часто говорит о бессмысленности жизни, а при разговоре употребляет «зачем я родился/родилась?», «я ненавижу эту жизнь», «я никому не нужен/нужна»;
— стал увлекаться алкоголем и/или наркотиками —
то стоит серьезно насторожиться. Нельзя оставлять такое состояние подростка без внимания. Если у обладателя звукового вектора наблюдается такое поведение, то риск самоубийства достаточно высок.
Не стоит советовать ему развеяться, встретиться с друзьями или предлагать какие-то материальные поощрения. Эти советы будут раздражать его еще больше. Не стоит ругать, что-то запрещать, пугать врачами и психиатрами. Он еще больше замкнется в себе.
Попробуйте поговорить с ним откровенно, на его языке — так, чтобы он услышал вас. Скажите, что вы понимаете его состояния, понимаете, почему он чувствует себя одиноким и непонятым. Объясните ему, что он не такой, как все, — особенный. Что таких людей всего 5 % на Земле, но они необходимы человечеству. Иногда один откровенный разговор может остановить звуковика и деструктивный ход его мыслей.
Расскажите ему о тех, кто прошел тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана и избавился от душевных мучений, депрессий и суицидальных мыслей. Покажите ему эти отзывы после прохождения тренинга:
Когда любовь — это смысл жизни
Если звуковик рожден интровертом, чтобы думать, искать смыслы и учиться сосредотачиваться на других, то обладатель зрительного вектора — это экстраверт, рожденный любить и сопереживать. Это ему дана природой очень важная миссия — нести в общество любовь, сострадание и сопереживание, а также культуру и искусство.
Очень эмоциональный, способный распознавать настроения окружающих, зрительник ищет и может быстро создавать эмоциональную связь с людьми. Он, в отличие от звуковика, рассказывает о себе, своих состояниях, чувствах, при этом открыто проявляя свои эмоции.
Развитый и реализованный зрительник переключает свой страх за себя в заботу и любовь к окружающим — тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Заботиться о ком-то, давать человеческое тепло и любовь доставляет ему бОльшее удовольствие, чем получать эти чувства только для себя.
Всего-то и нужно для счастья — внимание…
А если с детства его не научили быть внимательным к другим, сопереживать и сочувствовать, то в подростковом возрасте он будет требовать внимания к себе.
Тоску, внутреннюю пустоту, чувство существования в нелюбви подросток может ощущать как в обществе, среди сверстников, так и в семье. Ему хочется внимания и любви, а никто не любит. Он жаждет эмоциональной связи, заботы, чувств, но никто не дает этого или дает недостаточно. Ему кажется, что если близкие, друзья будут оказывать достаточно внимания и любви, то он снова станет счастливым.
Редко когда зрительник молчит о своих чувствах. Подросток со зрительным вектором устраивает скандалы, плачет, закатывает истерики и угрожает… Угрожает покинуть этот жестокий, бесчувственный мир. Именно когда он требует для себя, но не получает, у него возникают мысли о суициде, которые чаще всего зрительник озвучивает так: «Вот умру, и увидите, как вам плохо без меня!»
Именно обладатель зрительного вектора предупреждает о своих действиях, демонстративно готовится к суициду. В глубине души он не хочет умирать, а только хочет напугать близких, например родителей. Не научившись любить и сопереживать, он может демонстрировать только свой внутренний страх, совершенно не понимая его причин.
Требовать или отдавать — вот в чем вопрос
На самом деле он не находится в глубоком депрессивном состоянии, как звуковик. Его внутренняя боль, внутренние оковы — это нехватка эмоций и чувств. Риск самоубийства у зрительника минимален, но он все-таки есть. Чтобы остановить такого эмоционального человека, особенно если это ваш ребенок-подросток, сначала необходимо дать ему недостающие эмоции и чувства. Покажите ему, что он вам нужен, что вы готовы его любить.
Потом обязательно объясните, что в зрительном векторе недостаточно только требовать любви к себе от близких. Наибольшее наслаждение люди с такой психикой получают, если они дарят любовь. И чем больше они отдают любви, тем больше получают наслаждения. Отдавать душевное тепло, дарить радость другим — это наполняет сердце зрительного человека намного интенсивнее, чем ожидание этих чувств и переживаний.
Вдохновите своего подростка, может быть, сначала — помочь бабушке-соседке или одинокой многодетной матери, а в будущем пойти в дом престарелых или в детский дом волонтером. Покажите ему разницу между человеком дающим и ожидающим. Научите своего ребенка ощущать не кратковременное удовольствие, а постоянное душевное, неисчезающее наслаждение, наполняющее все его существо. Научите вашего ребенка плакать не в истерике за себя, а от глубоких чувств к другим людям. Когда он дарит свою любовь другим людям, он реализуется в обществе, а значит, чувствует себя счастливым.
Освобождение
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана поможет вам глубоко разобраться в причинах суицидальных состояний вашего ребенка. Вы научитесь понимать его поступки и поведение. Вы освободитесь от страха за ребенка, а ребенок избавится от эмоциональных раскачек, истерик, суицидальных мыслей и депрессии. Если же ваш подросток потерялся в этом огромном мире, вы сможете его поддержать и так направить, чтобы он реализовал свои природные качества и свойства, обрел душевное равновесие и начал наслаждаться жизнью. Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг здесь.
Автор: Олеся Бок-Бургхоф
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
” Покажите ему разницу между человеком дающим и ожидающим” какая великолепная мысль. Ведь на самом деле огромная разница. А если ещё и попробовать ощутить разницу в действии. Это же такое удовольствие и в нём нет места тёмным мыслям.
“Рожденный мыслить может полететь” –
от этой фразы в дрожь бросает. КУДА полетит ищущий звуковик – в окно или в новые постижения низведенного… Близким под силу задать направление.
Первую часть статьи читала затаив дыхание – так откликнулись, теперь уже давние состояния. А фраза из второй части о зрительных детях, просто все перевернула в душе. “Научите вашего ребенка плакать не в истерике за себя, а от глубоких чувств к другим людям”. Это не совет – это глубочайшая истина. Спасибо, Олеся!
Отличная статья, спасибо! Правильно взаимодействовать со звуковым ребенком и отслеживать его состояния, это очень важно. Здесь не действуют обычные “пойди поиграй, покушай, сходи погуляй”. Его надо понимать.