Анскулинг, или домашнее обучение, все чаще становится предметом дискуссий и споров в интернете. Как это полагается, участники полемики заняли свои места по разные стороны баррикады: те, кто считает домашнее обучение безусловным благом для своего ребенка, и те, кто крутит пальцем у виска, вчитываясь в доводы первых. Если вспомнить историю, то раньше домашнее обучение было предпочтительной формой образования. Правда, доступно оно было лишь избранным. Нанимали специальных учителей: немцев, французов и других ученых мужей, приставляли к ребенку фройляйн или мадам…
В ХХ веке обучение в России стало не только доступным, но и обязательным. Открылись школы. Домашнее обучение сошло на нет и стало достоянием лишь редких избранных. Например, когда я училась в школе, у нас домашним обучением пугали отстающих: мол, не будешь хорошо учиться — будешь на дому заниматься, как умственно отсталый. Само собой разумеется, что тем самым «избранным» становиться никто не желал.
Сейчас же сторонников анскулинга становится все больше и больше. Папы и мамы спешат отказаться от детских садов и школ. Чем же руководствуются родители, выбирая домашнее образование?
Домашнее обучение: плюсы и минусы
Прежде всего стоит разобраться, что же такое анскулинг. «Это философия обучения, которая дает больше свободы, нежели какой-либо другой метод. И я не знаю ничего, что могло бы лучше подготовить ребенка к быстро меняющемуся будущему», — говорит Лео Бабаута, популярный блоггер, автор нескольких книг, отец шестерых детей, практикующий систему домашнего образования.
Говоря об анскулинге, Бабаута предполагает полный отказ от традиционной системы предметов и оценок. Во главу угла ставится самостоятельный поиск. То есть ребенок учится самостоятельно ставить себе цели и их достигать, учится чему-то не по учебникам, а по всем возможным материалам, которые дает жизнь. Можно брать информацию из книг, из интернета, учиться у специалистов своего дела, профессоров университета… главное — найти то самое, чему хочется учиться.
Предполагается, что родители и ребенок должны понять, чем же хочет он заниматься, и далее от этого отталкиваться и развивать ребенка именно в этом направлении.
Главное, чему стоит обучить «домашнего» ребенка — интересу к получению знания, умению учиться, задавать вопросы и искать на них ответы. «Если вы умеете учиться, вы подготовлены к любому будущему».
Анскулинг отрицает деление жизни на «время обучения» и «остальное время». Вся жизнь для сторонников анскулинга — это поиск, обучение, которое не заканчивается ни на минуту. При этом родители учатся вместе с детьми, ищут вместе с детьми, занимаются саморазвитием. Разве нельзя узнать что-то новое в потоке обычной жизни: играя, затевая походы, разговаривая с незнакомцами? Можно выяснить, как приготовить ужин, починить кран, построить крепость.
Свобода — главное, чем предлагает руководствоваться Лео Бабута. Никаких принуждений, никакого наставничества. Автор уверен, что ребенок со временем полюбит учиться и сам выберет занятие по душе. Родители лишь должны направлять и помогать осуществлять поиск, придумывать стимулы для того, чтобы у их чада появилось желание чему-то обучаться. Можно раскидывать по дому интересные книги, обучающие игры, подключать к телевизору обучающие каналы, а на компьютер устанавливать обучающие программы. Ребенок рано или поздно обязательно чем-то заинтересуется и захочет учиться.
Процитированный выше автор — несомненный обладатель зрительного и звукового вектора, поэтому его взгляд на анскулинг – это взгляд, так сказать, «через себя»: такие методы обучения подходят именно зрительникам и звуковикам. Да и то не всем.
Рассказывая об анскулинге, автор ссылается на то, что это естественный метод обучения, проверенный нашими предками, что раньше только так и учились (типичный взгляд человека с анальным вектором, устремленным в прошлое). И приводит в пример Льва Толстого, Моцарта, Леонардо да Винчи, Эйнштейна и Бенджамина Франклина. Стоит обратить внимание, что приведенные в пример личности — сплошь обладатели звукового вектора с высоким темпераментом, несомненные гении. Но нужно помнить и о том, что людей со звуковым вектором всего 5%, и что не каждый ребенок от рождения потенциальный «звуковой гений», поэтому неизвестно, как на нем скажется анскулинг. Например, мышечному ребенку, обладающему наглядно-действенным мышлением, обязательно нужен наставник, который будет показывать, как именно и что именно делать. Из книжек или интернета он не научится. Да и малышу с анальным вектором часто бывает необходима помощь учителя, наставника, родителя, который подскажет и покажет. Дети с кожным вектором зачахнут без дисциплины, да и оценки для них, дух соревнования, коих лишен анскулинг, — отличная мотивация для обучения. Это лишь некоторые частные примеры минусов домашнего обучения.
Анскулинг: доводы «за»
Далее мы приведем основные аргументы обычных родителей, выступающих за то, чтобы отказаться от детского сада и школы для своего ребенка.
1. Никто не знает вашего ребенка лучше вас самих. Любящие родители смогут дать в разы больше, чем чужие тети из детского сада или школы, которые часто не только не умеют обращаться с детьми, но и элементарно не имеют возможности индивидуально подходить к каждому ребенку, если в классе (или в группе), например, 30 человек.
К сожалению, озвученная проблема имеет место быть в современном мире. Из-за того, что система образования находится в стадии вечного реформирования и преобразования, а институт школы трещит по швам, мы наблюдаем постоянный отток хороших специалистов из государственных школ. На их места приходят другие, чьи вектора не всегда находятся в лучших состояниях. Плохой учитель может не только отбить у ребенка желание учиться, но и значительно подпортить жизнь малыша на долгие годы. Именно поэтому очень важно научиться разбираться в учителях и воспитателях. Видеть, кто перед вами: развитая личность, которая привнесет в жизнь отдельно взятого ребенка и всего класса в целом новые яркие и неповторимые краски, или человек в плохом состоянии, который нанесет детям неизлечимые травмы.
Любящие родители, в свою очередь, не всегда являются гарантом счастливой жизни ребенка. Ведь любить свое чадо и осознавать особенности характера малыша, его нужды и потребности — это разные вещи. Зачастую родители совершают фатальные ошибки из-за любви. Ведь мы всегда желаем только хорошего для нашего чада, но, к сожалению, не всегда понимаем, что действительно нужно ему, а что нужно нам. Одно лишь кровное родство вовсе не значит, что вы понимаете своего ребенка на интуитивном уровне. Да и интуиции оказывается мало. Порой бывает очень сложно отличить свои собственные представления о «счастливом детстве» и «правильном воспитании» от реальности. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана открывает родителям глаза: оказывается, не всегда то, что нам казалось «правильным», благотворно влияет на развитие нашего сына или нашей дочери.
2. Школа убивает любые творческие начала в ребенке, учит мыслить шаблонно, подавляет индивидуальность, внушает авторитет старших. «Школа учит подчиняться, а домашнее обучение развивает самостоятельность и предпринимательский талант».
С одной стороны, как мы уже говорили выше, очень часто учителя в школе закрывают глаза на индивидуальный подход. Но снова повторюсь: все это зависит от личности учителя, а не от самого фактора существования школы. И если учитель хороший, то даже камень всеобщего преткновения (ЕГЭ и ГИА), приучающие детей мыслить стандартно, никак не будут влиять на свободу мышления вашего ребенка.
К тому же не каждый ребенок рожден с предпринимательскими способностями, не каждый желает заниматься творчеством и не каждый умеет подчиняться. Ни школа, ни домашнее обучение не влияют на внезапное появление тех или иных способностей, потому что все это зависит от врожденного набора векторов человека. Так талантливые предприниматели — это дети с кожным вектором. А вот из детей с анальным вектором как раз-таки предприниматель не вырастет: у них другие особенности. Это будущие специалисты в своей области, которые идеально выполняют любое дело. В детстве они отличаются послушанием и прилежанием. А вот маленькие уретральники никого никогда не слушают, и никакая школа не научит их подчиняться.
К слову, о домашнем обучении для своих детей чаще других задумываются именно родители со звуковым и зрительным векторами. Они ратуют за развитие творческих способностей у своего малыша и мечтают видеть в нем свободно мыслящую личность. Многие из них в силу определенных травм неодобрительно воспринимают государственную систему, в том числе и современную систему образования. Они искренне боятся «зомбирования» своих детей, превращения их в послушный винтик в общественном механизме, в «роботов».
3. Для социализации ребенка в обществе вовсе не обязательно ходить в детский сад и школу. Другие дети мешают развитию способностей ребенка (особенно в детском саду), ребенок концентрируется не на обучении, а на социализации. В школе свободную личность часто травят, делают изгоем, наносят травмы. Дома же ребенок получает возможность развить свои способности по максимуму. Для социализации достаточно выходить во двор и гулять с другими детьми, а также общаться с детьми в различных детских клубах и кружках.
В таком аргументе мы сразу видим травму родителей: ведь не каждый ребенок подвергается травле в школе. Более того, можно добавить: если ребенка травят, этому есть определенные причины. И корни этих проблем именно в семье. Так, например, дети со звуковым вектором первичную травму получают в семье: постоянные скандалы, шумы, невозможность побыть в тишине заставляют ребенка прятаться в ракушку, уходить в себя. Главная задача родителей — обеспечить необходимые условия для жизни, помочь звуковичку выйти наружу, научиться устанавливать связи с окружающим миром. Проблемы в общении со сверстниками имеют чаще всего именно травмированные звуковики: немного аутисты, они не умеют общаться со сверстниками, не могут адаптироваться, поэтому становятся изгоями. Впрочем, у аутсайдеров с другими векторами также есть травмы, пришедшие из детства (об этом читайте в статье «Изгои или Синдром Чучела»).
Анскулинг и школа
Школа и детский сад — это место социализации для ребенка. Это настоящая «первобытная саванна», где малыш учится адаптироваться, находить свое место «в стае». Причем эта адаптация проходит без вмешательства взрослых — на переменах, во внеурочное время. На уроках (так же, как и на занятиях в детских клубах) социализации нет, потому что урок — это прежде всего общение учителя с учениками, а не ребенка с ребенком. Лишенные возможности общаться со сверстниками без контроля взрослых, дети-анскулеры не проходят социализацию, не учатся адаптации. Обещанные родителями «прогулки во дворе»… А кто сказал, что родителям, которые боятся агрессивных одноклассников, понравятся «эти дикие дети со двора»? Чаще всего такие родители стремятся объединиться с единомышленниками: дружат семьями и «выгуливают» своих детей семьями — то есть ребенок общается только с ограниченным кругом людей, одобренных мамой и папой.
Особенно важным для социализации является период пубертата, когда ребенка «сносит» в нижние вектора. Интерес к учебе падает: на первое место встает общение со сверстниками. Именно в этот момент, когда активно начинают играть гормоны, происходит ранжирование между детьми. Намеренно же удерживая интересы ребенка в верхних векторах, изолируя его от школы и общения со сверстниками, родители лишают сына или дочь возможности найти себе место в обществе.
Для чего или для кого мы воспитываем ребенка? Этот вопрос забывают задать себе родители. Разве только для того, чтобы вырастить из него «гения» и удовлетворить свои амбиции? Ведь ребенок — это не кукла, не попугай в клетке, а будущий член общества, член «стаи». Создаст он что-то на благо общества или на разрушение — зависит не только от того, насколько он развился, но и от того, насколько он адаптировался и реализовался. Ведь во взрослой жизни ему предстоит общаться не с изолированной группой людей, воспитанных так же, как и он, на домашнем обучении, а с разными представителями рода человеческого с совершенно разным набором векторов и степенью развития.
Нужно думать глобальнее, не искать в обществе врага и не отделять от него малыша, а задумываться, например, о том, как можно улучшить современную систему образования или как помочь другим родителям лучше понимать потребности их детей, чтобы не только «мой» ребенок мог получить должное развитие, но и все остальные.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Корректор Галина Ржанникова
Уведомление:ЗА И ПРОТИВ АНСКУЛИНГА | Системно Векторная Психология
Системно очень понятно разъяснена статья, спасибо, понятно что родители хотят дать только лучшее, не задумываясь о врожденных свойствах и что это может выйти боком ребенку в будущем. Адаптация очень важна ребенку.
КОнечно доводы и аргументы в пользу анскулинга “гениальные” и изощренные, но система проста: человек существо социальное и поэтому ему нужно общение. Если родители хотят вырастят гения, пусть кричат и давят на него поменьше, или развивают его в свободное время и уделяют ему больше ласки и внимания после школы. Но, ребенок должен развиваться в обществе и приобретать навыки взаимодействия. Даже если он Звуковик и говорит что другие дети ему мешают- в этом случае особенно. Потому что бедет у вас не гений и социопат.
Верно! Как правило, тем, кому сложно общаться, нужно, наоборот, больше находиться среди сверстников, а не жить как отшельник.
“Ведь ребенок – это не кукла, не попугай в клетке, а будущий член общества, член стаи. ”
Согласна с этим, очень часто родителя своего ребёнка воспринимают, как тренажёр по воспитанию. Происходит давление своими желаниями на психическое малыша, тем самым создавая клубок обид, который растёт с годами, а распутать потом бывает уже нет возможности. Всё осложняется обоюдными претензиями.