50 000 лет до н.э. Школа. Урок по метанию каменного топора.
Лохматый учитель в шкуре мамонта высматривает, кого вызвать к доске.
— Ку! (Вася, бери свой каменный топор и бегом на исходную позицию)
— Ку! (Геннадий Палыч, а можно повторить материал, я сегодня плохо подготовился?)
— Ку! (Возьми топор и метни в цель, паршивец эдакий, не то будет «неуд» в четверти!)
Расстроенный Вася выходит на середину «класса», волоча по траве булыжник, привязанный к палке. С минуту всматривается в рогатый череп, лежащий на камне напротив, метрах в десяти. Потом хватает топор, долго раскачивается, пыхтит, мычит и наконец метает…
Топор попадает учителю в лоб и сбивает его с учительского «стула». «Класс» замер…
Когда учитель с огромной шишкой на лбу пришел в чувства, то приподнялся на локтях и промолвил человечьим голосом:
— Завтра с родителями в школу!.. Ку!.. (Ералаш)
Кто знает, может, наши далекие предки так и общались до возникновения слов. А может, и просто мычали. До сих пор ведь иногда мычим, когда затрудняемся с ответом.
Почему мы оказались самыми разговорчивыми
Большинство высших животных, кроме запахов, имеют дополнительный канал связи, более быстрый — звуки. Несмотря на простоту и примитивность, с помощью них животные способны выполнять основные функции своего существования: не дать себя съесть, покушать самому и размножиться — продолжить себя во времени.
До возникновения первых добавочных желаний наш далекий предок в этом смысле ничем не отличался от высших животных. Именно с появлением первых добавочных желаний и их сокращения возникло сознание, что привело человека к отрыву от животного мира. А изменение восприятия реальности потребовало более усовершенствованных средств коммуникации. С появлением в стае особей с оральным вектором наш вид становится говорящим.
Как утверждают ученые, человеческий язык является «открытым» и может совершенствоваться бесконечно. Что мы и наблюдаем по сей день. Однако наша речь — это не только разнообразие слов. Есть еще такие свойства голоса, как громкость, тембр, высота, темп речи, интонации, что еще более раскрывает наши возможности выражать себя словом.
Очень интересно наблюдать за развитием ребенка. Особенно за процессом, как он учится говорить первые в своей жизни слова. Многие родители помнят эти порой забавные и смешные моменты. Однако не многие смогут вспомнить, что они сами говорили своим детям. Зато дети некоторые слова, услышанные от взрослых в разных жизненных ситуациях, могут бессознательно «помнить» всю свою жизнь.
Что мне мама на ушко шептала
В основном родители желают своему ребенку только добра: чтобы вырос здоровым, выучился, получил профессию, состоялся в парных отношениях, в обществе. Методы внедрения этого добра у всех свои. Однако не у каждого получается дать своему ребенку то, что действительно необходимо для дальнейшей счастливой жизни — чувство защищенности и безопасности.
Иногда ради послушания и порядка мы можем прибегнуть к шуткам-запугиваниям:
«Если не будешь слушаться, я тебя сейчас дяде милиционеру отдам!» или «Не убегай от меня так далеко, не то цыгане заберут!» Взрослому-то понятно, что при реальной угрозе любая мать будет готова жизнь свою за него отдать.
Интересно, а что думает после таких слов малыш? Что он чувствует, когда самый родной и близкий для него человек — его мама — от которой он полностью зависит, говорит такое — что они могу расстаться и, возможно, навсегда? Конечно, он в ужасе подбежит и обхватит ее за ногу. Мама добилась своего. А малыш перед сном еще крепче обнимет плюшевого мишку как единственного и самого настоящего друга и защитника. И будет просить не выключать в прихожей свет.
На такие родительские «шутки» каждый ребенок отреагирует по-своему, у каждого свои уязвимые места. Сильным страхом реагирует прежде всего тот, кто от природы наделен образным интеллектом и большой эмоциональной амплитудой — обладатель зрительного вектора. Подобные шутки его буйные фантазии могу превратить в целую трагедию.
Неусидчивый ребенок с кожным вектором, которого родители пытаются простимулировать для повышения успеваемости, особенно болезненно воспримет смыслы, обесценивающие его способность быть успешным: «Если не будешь хорошо учиться, всю жизнь будешь дворником, неудачником, лузером!» И это слышит прирожденный лидер, организатор, руководитель. В потенциале, после того, как разовьется, он сможет брать ответственность за достижение поставленных целей за коллектив целой крупной компании.
Но если он вдруг «проникнется», примет эти унижения на себя всерьез, тогда велика вероятность, что постоянные жизненные неудачи будут преследовать его всю жизнь, как бы сознательно он не пытался добиться успеха.
Такие фразы взрослые обычно произносят на эмоциях. Не могут сдержаться — повышают голос, ругаются. Если б они знали, чем это чревато для детей, особенно тех, кто обладает звуковым вектором. У него сверхчувствительный идеальный слух от природы. Кричать на такого — убить психику ребенка. Риск развития аутизма и шизофрении именно у звуковиков, так на них влияет атмосфера в доме — ругань, скандалы, воспитание криком.
А если даже не громко?
Одинокая женщина сидит у окна в слезах. В очередной раз не смогла устроить свою личную жизнь, а здесь еще и «этот» — от первого брака — под ногами вошкается. Вот она и шипит на него в полном отчаянии и безумии… тихо-тихо, прямо в ухо: «Зачем только я тебя урода родила?.. Ты же мне всю жизнь испортил…»
Особенность психики звуковика — точно понимать смыслы слов. Поэтому в такие моменты он получает стресс такой силы, что «милиционеры, цыгане и дворники» из маминых страшилок окажутся всего лишь забавными клоунами в сравнении со страданиями его детской души.
Психоанализ — определить и обезвредить
Все о воспитании детей с разными векторами можно узнать на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Ну а что делать нам, взрослым? Мы ведь тоже были когда-то детьми и могли услышать подобные слова. Проблема в том, что детская психика устроена особенным образом: самые болезненные и эмоционально окрашенные воспоминания она «прячет» от нашего сознания. Происходит вытеснение многих негативных ситуаций в подсознание. Но впечатления от пережитого много лет назад никуда не уходят и не забываются. Они въедаются в судьбы людей, как ржавчина в металл, и наносят постоянный ущерб их взрослой жизни.
Почему женщина «до смерти» пугается лая декоративной микрособачки? Ей же давно сказали: «Просто на тебя в детстве собака гавкнула из телевизора, вот ты тогда и испугалась». Да и сознательно уже тысячу раз сама себе объясняла, что она и больше, и сильней этого создания, которое и на собаку-то не очень похоже. Чего бояться?
Но ничего не помогает. Потому что истинная причина страха ей не известна. Так и в остальном: как-то пытаемся объяснить сами себе причины негативных жизненных ситуаций, но ничего по сути не меняется — они продолжают нас сопровождать.
Словом можно покалечить, а можно и вылечить. Более 21 тысячи результатов – это немало, согласитесь. И что же это за слова такие — лечебные? Никакого волшебства и эзотерики. Простые и многим известные слова, но искусно сложенные в конкретные смыслы, помогающие заглянуть в себя. Туда, что изначально скрыто от каждого из нас. Где кроются все причины наших желаний и поступков. Откуда берется энергия и мотивация жить и многое-многое другое.
Автор Сергей Насонов
Корректор Зифа Ахатова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Как здорово написано! Удивительно насколько «какие-то там слова» могут полностью менять направление жизни!
Очень хорошая статья. Мы ведь не задумываемся над таким явлением как человеческая речь! Говорим и говорим, слушаем и слушаем. А ведь оказывается наши слова – это и есть развитие ребенка!
Интересная постановка вопроса. Что думает маленький ребёнок о наших, как нам кажется хороших словах? И не теряет ли чувства защищённости и безопастности после наших слов? Некоторые слова на самом деле лучше не произносить никогда.
Спасибо за интереснейшее введение в системную антропологию! Безумно увлекательно раскрывать, откуда взялся человек и что оказывает на его психическое развитие ключевую роль.
Сергей, спасибо! Задумалась о восприятии ребенком родительских слов, как самых сильных. И как бездумно мы разбрасываемся словами, не учитывая их силу.