Я — репетитор, и какие только ученики ни попадались мне на жизненном пути. Если вопрос касается начальной школы и 5-6 классов, то чаще всего обращаются родители с проблемными детьми. Логично: ведь отличникам, по сути, и не нужен репетитор. Проблемы бывают самого разного характера: от простой избалованности и неусидчивости ребенка до задержек речевого развития, дисграфии и дислексии. Очень часто встречаются дети-билингвы, для которых русский язык — не родной, поэтому и освоить его сложнее.
Но иногда родители приводят вполне успевающее в учебе чадо. Обычно это мамы и папы, которые всеми силами пытаются превратить сына или дочь в круглого отличника.
Приведу пример. Новый ученик. Конец 4 класса. 10-11 лет. Прихожу на первое занятие. Родители делают страшные глаза и говорят: «Наш балбес совсем безнадежен, ничего не знает, ничего не умеет. Ну вы посмотрите: сможете ли с ним справиться?!» Я уже и в голове себе нафантазировала всевозможные проблемы, которые чаще всего встречаю у детей подобного возраста.
Начинаем занятие. Мальчик все знает, все делает. Не идеально, конечно, и что-то подзабыл, но вполне на твердую четверку. Соображает быстро, умненький, способный, но несколько невнимательный. Нормальный такой мальчишка.
Выхожу с урока. Родители бегут ко мне: «Ну как? Совсем безнадежен?» Почему, говорю, очень даже способный мальчик. Все знает. Кое-что забывает, но быстро схватывает. И тут мне папа говорит шедевральную фразу: «Да ну мы знаем, что у нас мальчик нормально русский язык знает. С этим у нас нет проблем. Просто он не хочет учиться: у него до сих пор детство в голове. Одни телефоны да компьютеры. Мы хотим, чтобы вы заставили ребенка захотеть хорошо учиться».
На самом деле, такая проблема — не редкость. Мне часто приходится выслушивать истории родителей о том, как и сын или дочь были когда-то в первом-втором классе отличниками, а потом начали скатываться до троек. Многие мамы и папы хватаются за голову: в чем проблема?
Никакого секрета тут нет. Какой-нибудь палочки-выручалочки, заклинания или заговора, чтобы хорошо учиться, не существует. Это вам скажет каждый психолог. Просто к вашему ребенку начинает постепенно подкрадываться пубертат. А если учесть, что переходный возраст у современных детей начинается все раньше и раньше, то неудивительно, что у ребят уже к концу 4 класса начинают проявляться первые признаки наступления «опасного возраста». Интерес к учебе падает, зато появляется острая потребность проводить больше времени со сверстниками.
К вопросу пубертата вернемся чуть позже. А пока ответим на другой вопрос: любой ли ребенок может быть отличником?
Я бы даже несколько переформулировала сказанное: а каждому ли ребенку нужно быть отличником? Ведь, по сути, в отличники можно вытянуть практически любого (при условии наличия среди верхних векторов хотя бы зрения) малыша, но каких мук это будет стоить вашему сыну или дочери?
Отличники от природы — анально-зрительные малыши. Благодаря особенным природным свойствам, такие дети покладисты, послушны, усидчивы, внимательны, кропотливы, тянутся к знаниям. Они любят похвалу, любят читать книги, любят учиться. Учеба для нормально развивающихся анально-зрительных детей всегда в радость. Главное, чтобы учительница в начальных классах была адекватная: не подгоняла и не запугивала. Такие дети без особенных проблем получат первый похвальный лист, потом золотую медаль и красный диплом вам на радость. Правда вот, у них часто бывают проблемы с алгеброй и геометрией: как хорошо учиться по математике, если у тебя анальный вектор (а кожного нет) — та еще задачка!
Анальным звуковикам в плане учебы несколько сложнее. И без того медлительный анальный вектор на пару с вечно задумчивым звуковым создают адскую смесь. Таким ребятам бывает сложно сосредоточиться, трудно отреагировать быстро. А если еще училка в школе орет, то все: туши свет — бросай гранату. Замкнется в себе и рукой махнет на все оценки.
Стоит добавить, что звуковой и зрительный вектора — отличный потенциал для хорошей учебы. Но без анального вектора сложно быть круглым отличником, т.к. будет остро чувствоваться нехватка некоторых важных для безукоризненной учебы качеств.
Дети с кожным вектором страдают от отсутствия усидчивости и умения доводить все до конца. Они любят делать все быстро, тяп-ляп, поэтому по невнимательности допускают множество ошибок. Хотя, конечно, в математике такие ребята часто шарят на раз-два! Если у ребенка из нижних векторов присутствует кожный, а из верхних – зрение или звук, то он может учиться вполне прилично, практически на одни пятерки. Про таких говорят: способные ученики, но не хватает внимательности.
Дети с уретральным вектором всегда очень заметны и очень способны (особенно при наличии звукового и зрительного векторов). Но уретральника разве удержишь за партой? Может, в младших классах он и будет показывать вам неплохие результаты, но как только придет пубертат — пиши пропало. Убежит ваш уретральник — только пятки засверкают. Хорошо если вообще будет в школе появляться. А так — не царское это дело уроки учить.
Другим детям (мышечникам, к примеру) никогда не стать отличниками: нет природных данных для этого. Можно сколько угодно водить такого ребенка к репетиторам, определять в лучшие школы, лицеи, но он не будет блистать знаниями. Вы лишь нервы испортите ребенку и самому себе.
Итак, из выше изложенного следует, что стать отличником не очень сложно, если есть соответствующий набор векторов. «Но почему тогда, – скажете вы, – в классе обычно всего два-три отличника, а остальные все — оболтусы?»
Если вспомнить, то в первом классе очень многие дети учатся на отлично. В возрасте 7-8 лет ребята, разинув рты, внимают своей любимой кожно-зрительной учительнице. Им интересно познавать новое, хочется получать хорошие оценки… Но чем старше становятся детки, тем желание учиться начинает все больше отходить на второй план. Проблемы переходного возраста дают о себе знать. На моих глазах бывшая третьеклассница, которой когда-то безумно нравилось делить столбиком гигантские числа, взрослела и остывала к учебе. Ее все больше начинали волновать дискотеки, мальчики, макияж и прочие «взрослые» вещи. Социальная адаптация среди детей-сверстников встала на первый план и превратилась в основную нехватку и, как следствие, в самоцель.
Дело в том, что время переходного возраста у детей — это время, когда каждый человек проходит так называемое ранжирование. Именно от пубертата во многом зависит последующая жизнь подростка: станет ли он лидером или же займет место изгоя? Во время полового созревания у детей, как говорится, сносит крышу: верхние вектора уступают пальму первенства нижним. Неудивительно, что именно во время переходного возраста многие подростки ведут себя как животные в стае: они и есть животные в какой-то степени.
Итак, верхние вектора, за счет которых ребенок хорошо учился в первом-втором классе, уходят на второй план. Именно поэтому тяга к школе снижается: учеба отвлекает от социальной адаптации детей, ранжирования. Оценки стремительно падают. Лишь немногим удается удержаться на плаву.
Многие родители во время переходного возраста у детей не позволяют своему ребенку ранжироваться: они неосознанно пытаются «удержать» свое чадо в верхних векторах: практически не дают времени на общение со сверстниками, а только и делают, что водят то в музыкалку, то к репетитору, то еще куда-нибудь. Как следствие — нижние вектора подавляются. Ребенок не умеет ранжироваться среди сверстников, испытывает страдания.
Вспомните, как часто уже подросшие «дети без детства», затасканные до изнеможения по кружкам, лет в 17-18 (когда все сверстники уже вышли из переходного возраста), внезапно избавившись от давления родителей и школы, начинают вести себя как запоздалые подростки, впадая при этом в крайности: так природа пытается наверстать упущенное.
Итак, мы нашли объяснение, почему с наступлением переходного возраста у детей пропадает желание учиться. Природа заставляет нас проходить социализацию среди сверстников, чтобы в будущем мы смогли нормально реализоваться во взрослой «стае». Часто анально-зрительные родители, конечно, больше всего страдают от того, что их сын или дочь скатились на тройки. Мы же привыкли все оценивать через себя: раз я любил учиться и получал пятерки, значит, и сын мой может так же. Вот почему мы перестаем понимать своего ребенка: мы не хотим его принять и прислушаться к его нехваткам. Нам нужны пятерки. А о том, что наша кровинушка может страдать из-за нашего же давления, мы старательно забываем. Или забиваем. Ищем, чтобы кто-нибудь «заставил ребенка захотеть учиться хорошо».
Важно развивать ребенка всесторонне, чтобы время пубертата он прошел как можно безболезненней для себя и для вас. А заставить человека интересоваться чем-то нереально. Нужно понимать природные векторальные задатки своего ребенка, круг его интересов и возможностей. Понимая это, можно тонко направлять и мотивировать, но никогда палкой. Воспитание — дело тонкое. Если бы все было по волшебству: прошептал заговор, чтобы хорошо учиться, — и посыпались пятерки, то и проблем бы не было.
Это все, конечно, вовсе не значит, что наш сын или дочь не должны учиться вовсе, а лишь, как обезьяны, карабкаться по деревьям. Нет. Нужно просто не забывать: знания и оценки — не есть одно и то же. Если мы видим, что ребенок что-то не понимает или что-то не знает, нужно помочь. Но если все в порядке, а проблема плохих оценок в природных задатках нашего «гения», то тут уж остается только руками развести: не везет в учении — значит, повезет в чем-то другом.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Корректор Галина Ржанникова
Мне понравилось — отправить этот пост в социальные сети:
отношение к школе, желание учиться во многом зависит от учителя. И не важно, о каком классе идет речь. Мне повезло – большинство учителей стремились заинтересовать своим предметом. Моему племяннику не повезло, и для него школа – это настоящая мУка
Вы совершенно правы, Лариса. Учитель в школе тоже очень важен. Но желать учиться и желать учиться на пятерки – несколько разные вещи все-таки.
Вера, надо чтобы твои статьи читали родители этих детей. Может быть тогда у них пройдет желание делать из ребенка круглого отличника и они будут рады тому, что он просто хорошо учится.
Думаю, родители не очень будут рады узнать себя в этих статьях, ведь они уверены, что делают все правильно. не каждому приятно себя узнавать – это же большой дискомфорт!
Для кого-то 3 по физике это уже большое достижение, а для кого-то прыжок через козла на физре. Дети такие разные, а ожидают от них одинакового
Иванна, к сожалению, мало родителей все это осознают.
У меня кожный звуковичок учится в 3 классе – и если бы не знание его врожденных свойств, проблем бы у нас было просто немеряно. А так – помогаю где нужно и не давлю, если вижу, что это просто не его 🙂
Татьяна, желаю вам, чтобы и дальше все было замечательно!
Учёба, оценки, репутация отличника – всё это ценности для родителей с анальным вектором, но далеко не все родители одинаковые, как и дети…
Безусловно, обучение это важно, но делать пятёрки в дневнике целью всего детского существования тоже губительно. Развивать ребёнка не означает “делать отличника”!!! Точнее не только это.
сложная у репетитора работа, а уж быть родителем и того сложнее, но понимание внутренних свойств всегда поможет во всем разобраться: и в проблемах ребенка, и в своих собственных неправильных целях.
Социальная адаптация важна не менее, чем знания! Родителям хорошо бы это знать.
актуально, особенно, для родителей. знаю семьи, где пытаются “контролировать” учебный процесс: материально и физически наказывая, даже за 4! дети бояться показывать дневники, или пытаются там что-то подправить, чтобы родители не видели оценки..
анально-зрительным родителям вечно неймется: нужно, чтобы сын или дочь обязательно была круглой отличницей! Как будто это – главный показатель ума.
“Если у ребенка из нижних векторов присутствует кожный, а из верхних — зрение или звук, то они могут учиться вполне прилично, практически на одни пятерки. Про таких говорят: способные ученики, но не хватает внимательности.”
Прямо про меня, я кожный звуковик, говорили, что я неусидчивая очень. Просто атмосфера в доме не позволяла сосредоточиться (нужна тишина, чтобы никто не подгонял, не шпионил и не лез, не орал телевизор), а что-то было попросту неинтересно. Школу закончила на 5 (но без медали), диплом красный, но ботаном никогда не была. Родители меня не во всем понимали, но хорошо, что не требовали пятерок. За это им огромное спасибо! Со мной училась девочка, так ее били за тройки, знания у нее и были на эту оценку, но всякими хитростями она сумела получить серебряную медаль. Отчасти тоже школа жизни – но какая 🙁
Бедная девочка (которую били). Надеюсь, что будущее у нее нормально все-таки сложилось…
Я с ней не общаюсь, но если судить по внешним результатам, она сделала хорошую карьеру. Не думаю, что битье помогло в жизни, но вот умение выдавать незнание за знание – думаю, очень даже! В некоторых отраслях карьера на этом и строится.
Конечно, заставлять никого ничему не надо – от этого будет только хуже: анальники станут упрямцами, кожники начнут врать, уретра и вовсе пойдет против родителей… А вот учитывать врожденные свойства при формировании интереса к учебе – обязательно.
Мда, системные знания нужны и родителям, и учителям. Чтобы не мучили тех, кто не способен к отличной учебе и не уродовали самых способных к этому.
“Многие родители во время переходного возраста у детей не позволяют своему ребенку ранжироваться: они неосознанно пытаются «удержать» свое чадо в верхних векторах. Как следствие – нижние векторы подавляются.
Вспомните, как часто уже подросшие «дети без детства», затасканные до изнеможения по кружкам, лет в 17-18, избавившись от давления родителей и школы, начинают вести себя как запоздалые подростки, впадая при этом в крайности.”
А что если таких детей просто продолжать контролировать? Ну, чтобы давление оставалось и они могли работать, задействуя верхние вектора, как и в детстве? Будет вполне себе квалифицированный инженер, программист или технолог.
Игорь, т.е. вы предлагаете всю жизнь подавлять в ребенке его естество? боюсь, тут вырастет глубоко несчастный человек. А хороший программист может выйти и без подавления: отбесится ребенок в пубертат и за ум возьмется.
С моими векторами я, вроде, должна быть отличницей, но таковой почему-то не являюсь. Почему? Мешает сочетание анальности со звуком? Или плохая развитость заложенных свойств? В начальной школе была отличницей, девятый класс закончила хорошисткой, а в десятом тройки по двум предметам… Иногда я специально ничего не делаю, чтобы меня не считали ботаником, тем более ко мне и так не очень хорошо относятся, потому что я практически ни с кем не общаюсь, а две мои подружки ушли после девятого. А иногда просто не хочется, чтобы тобой пользовались. Я, вроде, не жадная, но порой становится обидно, когда у тебя списывают, и это кажется несправедливым… А ещё многие учителя торопят и усиливают вечную тревогу… На уроках я часто не могу сосредоточиться, потому что думаю о чём-то своём и не могу с этим ничего поделать. В школу ходить ненавижу, так как боюсь людей… И ассоциируется она с чем-то неприятным, там не хочется ничего делать… Что вы мне посоветуете? Может, забить и уйти в технарь со следующего года, взяв пример с подруг?
Я думаю, как раз причина в звуке. Звуку же надо сосредотачиваться, а если такой возможности нет, человек уходит в себя. тут уж не до учебы. особенно если учителя постоянно трясут и торопят.
Насчет технаря… а оно вам надо? ну т.е. зачем вам технарь? только из-за подружек? лучше заниматься тем, что вам действительно нравится. Учиться осталось совсем ничего. Потом начнется университет и все изменится. Главное – выбрать то, чем действительно хочется заниматься. Чем интересно, что приносит удовольствие.
Наверное, Вы правы… Будет лучше, если я останусь в школе. Нужно заниматься тем, что приносит удовольствие, и не позволять другим это ограничивать. Жаль, что окружающие так сильно на меня влияют.
У нас это только начинается – ШКОЛА! Очень надеюсь на вашу поддержку, системные!!!
Однажды прочитала цитату Энштейна, она потрясла меня своей точностью и, можно сказать, системностью: “Каждый — гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость.” Тупо заставлять ребёнка учится, это всё равно. что заставлять рыбу лазать по деревьям. Важно понять свойства ребёнка и помочь ему их развить. Тогда он будет гениален, но не в том, что хочется родителям, а в том, к чему у него есть способности.
Совершенно верно, мы сами не замечаем как навязываем своим детям “свои ценности”, а потом удивляемся и почему он не хочет это делать. Может потому что он заинтересован чем-то другим, а нам и невдомёк. Очень важно, действительно понимать своего ребёнка, а не стараться “быть хорошим папой или мамой” насильно.