14 января 2016 года многих любителей кино (в частности, фанатов фильмов и книг о Гарри Поттере) поразила неприятная новость: на 70 году жизни умер Алан Рикман, известный британский актер, исполнивший некогда Северуса Снегга в фильмах о Гарри Поттере, благородного полковника Брэндона из фильма «Разум и Чувства», злодея из первого «Крепкого Орешка», шерифа Ноттингема из картины «Робин гуд: Принц воров». Перечислять можно бесконечно. Стоит ли говорить, что за плечами у британского актера был приличный багаж ролей театра и кино, а его голос и произношение являлись образцовыми? Да-да, Алан Рикман, помимо всего прочего, был востребованным диктором, режиссером, а также просто широкой души человеком, который стал надежным другом и верным наставником для многих и многих людей.
Тем не менее, несмотря на широкую известность актера, о подробностях его биографии мало что известно. Алан Рикман не любил говорить о себе, о личной жизни, предпочитая пустой болтовне беседы о театре, кино, предназначении актера, поиске себя и многих других, по его мнению, более важных и более значимых вещах. «Мне жутко надоели актеры, рассказывающие о себе. Не думаю, что окружающим стоит все знать обо мне».
Тем не менее, актер всегда хотел, чтобы его помнили не только по ролям, которые он исполнил. Он хотел, чтобы за его ролями всегда видели его самого – живого человека со своим миром и своими чаяниями.
Поэтому сегодня мы не будем пускаться ни во вскрытие тайн биографии Алана Рикмана, ни в перечисление многочисленных ролей, которые ему довелось сыграть. Мы поговорим о его личности и его таланте, о секрете его гениальности и о поисках смысла жизни. А взглянуть на Алана Рикмана более глубоко и объективно нам поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Алан Рикман. Как стать актером?
НВ: А что вы думаете про игру вообще? Однажды Хелен Бонем Картер спросили, что для нее значит актерская игра, и она сказала, что это «уход от реальности». Для Вас – тоже?
АР: Хм…Уход от реальности? Да, думаю, так и есть, но в любом случае, это осознанный выбор. Ты хочешь это делать. Это не то чтобы… понимаете, слово “escape” подразумевает, что вы как будто убегаете от кого-то или чего-то, а я не бегу, это мой выбор. И мне нравится спокойно идти по жизни, повинуясь только своему выбору. Так что, точнее будет сказать, что это не уход от реальности, это создание другой реальности, которая в чем-то более реальна, чем эта.
Начнем с одного простого и одновременно очень сложного вопроса: что нужно человеку, чтобы стать гениальным актером? Безусловно, талант. И с этим талантом рождаются многие люди со зрительным вектором – люди, живущие эмоциями. В хорошем состоянии они наполненны любовью и состраданием, в плохом – страхом смерти и истеричным нарциссизмом. Как бы то ни было, именно способность к состраданию, эмпатии, дает человеку талант к актерскому мастерству. Ведь чтобы вжиться в роль совершенно другого человека, нужно уметь прочувствовать его чаяния и рвения, его страдания и переживания. Без эмпатии зрительного вектора это невозможно. Одновременно с этим, чтобы зритель мог актеру поверить, нужно уметь не просто пропускать через себя эмоции, но и делиться ими с окружающими.
С другой стороны, к зрительным состраданию и эмпатии прибавляются кожная гибкость ума, позволяющая быстро менять маски и перевоплощаться. Большинство актеров театра, кино и телевидения – это именно обладатели кожно-зрительной связки. Красивые, чувственные, эмоциональные, заставляющие себя любить и дарящие свои любовь и талант зрителям.
Однако далеко не всех кожно-зрительных актеров можно назвать гениальными. Для гениальности им часто не хватает одного важного вектора – звукового. Именно звуковой вектор привносит гениальность во все, к чему прикасается рука человека. А всё благодаря тому, что звуковые люди, обладающие абстрактным интеллектом, способны заглянуть за рамки привычных вещей, открыть что-то новое. Звуковики всегда находятся в поиске своего пути, благодаря чему отыскивают новые подходы и новые решения. Они – изобретатели, для которых всё, чем бы они ни занимались – не самоцель, а лишь средство познать смысл бытия, постичь себя, окружающих людей, Бога, в конце концов.
Актер со звуковым вектором не просто играет. Он ищет. Его роли – всегда нечто большее, нечто неоднозначное, многослойное, и зритель интуитивно это чувствует и влюбляется в героев, исполненных звуковыми актерами – пусть даже эти герои отпетые негодяи и подлецы. Звуковой актер показывает, что все не так просто в этом мире. И что его персонаж – не просто шаблонно хороший и не просто шаблонно плохой. Он многогранный, живой. Звуковик пытается передать этот многогранный мир, который сам и создает.
«Мне нравится возбуждать в людях двусмысленные чувства. Я вовсе не на витрине, чтобы люди смотрели на меня и восхищались. Мне нравится все смешивать. Зрители не должны быть пассивны. Они должны работать».
Алан Рикман – как раз-таки тот самый актер со звуковым вектором. Стоит только посмотреть на подбор ролей, которые он исполнил – и всё становится на свои места. Алан Рикман был гениален в любых амплуа, соглашался на все роли, упорно и терпеливо раз за разом оттачивая свое мастерство. Но особенно успешно у него выходили злодеи, негодяи и личности гамлетовского типа – персонажи неоднозначные, ищущие, персонажи, которых сложно оценить привычной нам меркой «что такое хорошо, а что такое плохо».
Достаточно вспомнить Северуса Снегга – и становится понятно, что вряд ли кто мог передать этого персонажа столь глубоко, если не Алан Рикман. Во многом именно благодаря его гениальной игре Северус Снегг стал одним из самых любимых героев поттерианы. Заметьте: не положительный добрый Гарри Поттер, а именно Снегг – самый нелюбимый учитель, доводящий до ужаса детей, мрачный, во всем черном, с крючковатым носом и грязными волосами, с походкой неуклюжей летучей мыши. Как нужно было тонко передать всю трагичность внутреннего мира данного героя, чтобы он раз и навсегда запал в душу миллионам людей!
Алан Рикман считал, что нет ничего скучнее, если описание твоего героя ограничиваются лишь клише: «мрачный брюнет» или «жизнерадостный блондин». Он подходил глубоко к исполнению любой роли, стараясь максимально прочувствовать личность своего героя, передать его внутренний мир. Например, вот так рассуждал актер о своей роли короля Людовика 14: «Другие называют Людовика 14 Божественным, Солнечным Богом, Королем-Солнце и тому подобное, но я старался найти в нем человека. И, конечно, мне в этом очень помог сценарий Элисон Диган, она наделила его вполне человеческими качествами, и ты чувствуешь его одиночество, потому что он случайно родился королем. Если ты родился королем, правила уже установлены. Он ведь просыпался каждое утро одиноко в своей постели, не считая, конечно, что 60 человек стояли у его ног и взирали на него. На самом деле, это ведь ненормально, когда ты так живешь…».
Однако портрет Алана Рикмана был бы неполным, если бы мы не упомянули еще об одном важном векторе, составляющем личность этого гениального человека. Речь идет об анальном векторе. Именно этот вектор задавал Алану такие качества, как педантичность, внимательность к деталям, доскональное продумывание ролей, повышенная требовательность к себе и остальным, упорство, в конце концов. Мало кто знает, но на поприще актера Алан Рикман вышел достаточно поздно – к 29 годам. И при этом долгое время он соглашался абсолютно на все роли во всех жанрах и амплуа, упорно оттачивая свой актерский талант, доводя его до совершенства. Алан Рикман никогда не искал легких путей и, более того, считал, что в жизни ни в коем случае нельзя упускать любых возможностей применить свой талант, чтобы добиться большего.
«Талант – это случайная комбинация генов – и ответственности. Это что-то данное, у всех есть талант, так случилось, что мой талант – актерский, и мне дали возможность его реализовать. Это странная и очень большая ответственность». Так из обычного актера родился настоящий профессионал своего дела.
Но и это еще не всё. Люди с анальным вектором – прирожденные учителя. В школах Алан Рикман не преподавал, однако был наставником для множества начинающих актеров. По воспоминаниям Эванны Лич, сыгравшей чудаковатую Полумну Лавгуд в фильмах о Гарри Поттере, вокруг Алана Рикмана на съемочной площадке всегда было множество детей. Он обедал вместе с ними в столовой, многих пускал в свой актерский фургон, со многими беседовал и давал наставления. В своих беседах он никогда не смотрел на детей сверху вниз, не считал себя выше их, не считал, что они не достойны его звездного внимания. Он всегда старался быть другом и наставником, пытался рассказать начинающим актерам о своем опыте и о своем поиске себя в этой жизни, приободрял их, вселял надежду и уверенность в собственных силах. Многие уже выросшие актеры вспоминают того самого Северуса Снегга, который стал для них опорой и поддержкой в первые дни съемки и заставил их поверить в собственный талант.
Интерес Рикмана к людям всегда был искренним, по-зрительному сострадательным. Он всегда находил для них время, слова поддержки. Даже если был очень занят… А актер его величины не мог быть не занят. Тем не менее, Алан Рикман с удовольствием посещал все постановки, где играли его «подопечные». Когда его знакомым было тяжело и сложно, тонко чувствовал это и находил время, чтобы отправиться вместе с ними куда-нибудь – побеседовать за вкусным ужином, в конце концов. Иным он помогал вычитывать сценарии, не ленился писать рецензии и отзывы на их работы, за многих пытался замолвить слово, чтобы помочь им найти себя в актерской среде, не упустить возможности и стать лучше. Алан Рикман был настоящим учителем и верным другом.
В конце концов, именно благодаря наличию анального вектора, он смог состояться не только как актер, но и как режиссер собственных фильмов и театральных постановок. Его работа «Зимний гость» заслужила несколько премий и исключительно восторженные отзывы у зрителей.
Иными словами, говоря об Алане Рикмане, хочется сказать, что перед нами пример человека, который удивительно гармонично развил свойства, заданные ему от природы, и успешно реализовал их в обществе, достигнув немалых высот и привнеся в жизнь остальных людей немало хорошего, созидательного. Того, что повлияло на их будущее в целом. Разве не это достойные плоды человеческой жизни?
Тяжелая болезнь забрала Алана Рикмана в мир по ту сторону завесы. Но, оглядываясь назад, не перестаешь восхищаться удивительно наполненной жизнью данного человека. И в душе остается теплый след. И желание следовать заветам Алана Рикмана: идти вперед, реализовывать свои возможности и никогда не сдаваться.