Недавно в одной телепередаче был любопытный сюжет о механизмах рекламы и влиянии маркетинга на обычных людей. Если вкратце, то основной смысл был примерно такой: «Маркетологи решают за человека, что он будет покупать. Когда мы приходим в магазин, не мы выбираем: выбор делают за нас». Иными словами, в современную эпоху потребления, когда на рынках переизбыток продукции, вовсе не покупатель выбирает, за какой продукт он выложит деньги. Ныне супермаркет – это арена, где борются за каждого клиента маркетологи. И уж от того, как поработали над тем или иным продуктом мастера рекламы, зависит, выберем ли мы его или предпочтем товар конкурента.
Что уж говорить о тех случаях, когда в борьбу вступает так называемый «агрессивный маркетинг», и мы приходим домой с пустым кошельком: снова все деньги потратили на какую-то бесполезную вещь, которую нам открыто «впарили». А ведь такое происходит на каждом шагу!
Как-то раз Людмилу пригласили в салон красоты на бесплатную процедуру по уходу за волосами. Однако вернулась домой женщина с огромным чемоданом чудодейственной косметики и с кредитом в 100 тысяч рублей. Муж Людмилы от изумления руками только развёл: «Ну не дура ли баба? Дома есть нечего, а она накупила дряни да еще и в долги влезла!» Сама Люда плохо помнила о том, что происходило с нею в салоне красоты, и до сих пор не понимает, как хитрым работникам индустрии красоты удалось «развести её» на кредит. Единственное, кажущееся ей логичным объяснение: ее опоили наркотическими веществами или же загипнотизировали и заставили оформить кредит на эту бестолковую косметику. Ведь в здравом уме и трезвой памяти она бы в жизни не совершила такой необдуманной покупки! Однако…
Людмила вечно страдает от таких вот «впаривателей», поэтому боится их как огня. То ее пригласят на консультацию по здоровому питанию и «впарят» дорогущие БАДы, то неведомой силой заставят приобрести годовой абонемент в фитнес-центр, хотя она и не собиралась. То курсы по заработку покупает в сети, которые не работают… Людмиле сложно противостоять таким вот «рекламщикам», поэтому раз за разом она попадает в одни и те же ситуации и наступает на одни и те же грабли, отчего ей кажется, что весь мир ополчился против нее. Вокруг – одни шарлатаны, мошенники и лгуны. И жить с этой мыслью ой как несладко! Даже дверь в свою собственную квартиру она боится открывать лишний раз: а вдруг там очередные коммивояжеры или же агенты негосударственных пенсионных фондов? Она не умеет противостоять ни тем, ни другим.
Я думаю, многие из вас не раз и не два ощущали себя на месте Людмилы. Ощущали свою беспомощность перед агрессивным натиском различных менеджеров по работе с клиентами, которые наседали на вас так, что, даже если вы не хотели что-то покупать, вы соглашались, подписывали, оплачивали, а потом горько сожалели. Почему мне вечно что-то пытаются впарить? Если этот вопрос вас так же интересует, как и нашу героиню, то давайте разберемся в проблеме.
Современный мир – мир потребления – строится на товарно-денежных отношениях. Мы покупаем – нас покупают, мы потребляем – нас потребляют. В терминологии Системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется кожной фазой развития. И это название неслучайно!
Ценности, соответствующие современному миру, во многом совпадают с ценностями людей с кожным вектором. Это, прежде всего, материальные ценности, деньги, это амбиции, стремление к власти, стремление к обособлению, к потреблению и к изменению. Неудивительно, что современный мир так быстро скачет и развивается: мы не поспеваем за вечно мельтешащими кожниками! А ведь именно они теперь – «хозяева» жизни.
Люди с кожным вектором – те, кто создал закон, и те, кто создал рынок. Кожники продают и покупают. В конце концов, именно они выдумали деньги. Ну и стоит догадаться, что реклама – это их конек и изобретение. Люди с кожным вектором обладают гибкой психикой, поэтому они с легкостью находят подход к каждому человеку и чертовски хорошо умеют продавать. Не побрезгуют наврать или приукрасить. Скажут то, что вы хотели услышать. Одним словом, даже к самому неприступному человеку подберут отмычку. И в этом деле им помогают достижения людей со зрительным вектором – иначе психологов.
Ведь маркетинг – это не только простое «купи-продай». Ныне это целая наука, большую часть из которой занимает именно психология и исследование работы человеческой психики, поиска тех самых «отмычек» и «рычагов», найдя которые, можно заставить кого угодно купить что угодно. Поэтому, несомненно, профессиональный рекламщик не только хороший продавец, но и хороший психолог, чувствующий своего клиента. Иное дело – когда эти хорошие продавцы и психологи нагло и настырно манипулируют нами и нашими слабостями, буквально «впаривая» свой продукт за баснословные суммы. И мы, сами того не осознавая, раскалываемся и выкладываем кровно нажитое, хоть и говорим потом о том, что нас будто бы ввели в транс или загипнотизировали.
Никакого гипноза здесь нет! К вам просто подобрали «отмычку».
Но что же делать нам, тем кому впаривают? Как-то же можно с этим бороться? Или так и суждено быть жертвами хитрых рекламщиков?
А бороться действительно можно. И делать это не так сложно, как кажется. Достаточно просто найти у себя те самые «рычаги» и «кнопки», на которые так бессовестно давят маркетологи. Только разобравшись в себе и в особенностях своего психического, мы сможем вовремя распознать «впаривание» и защититься, одернуть себя за руку. Ведь никто никогда нам насильно ничего не всучивает: мы сами покупаем, сами соглашаемся. Просто не успеваем заметить, как.