Вся школа вздрогнула
«Пашка повесился…» — шептали друг другу.
— Какой Пашка?
— Ну, тот, что в прошлом году выпустился!
— Ты что? А из-за чего? Как?
— Да в гараже у отца повесился. Мать утром нашла…
Школьные годы чудесные!
Пригородный поселок небольшой, всего две школы. Частные дома, все друг друга знают. Замечательные учителя. В школе постоянно придумывают разные мероприятия, где школьники поют, танцуют, в общем, участвуют массово. Классный руководитель – молодая, красивая, полная сил и очень активная женщина. Она постоянно организовывала своему классу экскурсии, какие-то встречи, дети ее обожали. Даже выпускной был проведен не просто так, а с выдумкой – пошили специальные веселые костюмы для последних дней в школе, чтобы запомнилась детям школа как яркое, незабываемое время.
После окончания школы дороги детей разошлись в разные стороны. Паша поступил в городское ПТУ. Весной, во время «буйного цветения садов», он повесился.
Скорбь
Мальчишки, его одноклассники, пришли в школу, сидели и плакали в обнимку с учительницей и вожатой. Да и директор время от времени подходила. Подтягивались какие-то незнакомые ребята. Ведь все у Пашки было хорошо: друзья, семья, занимался карате, встречался с девочкой, весна… Может, с девочкой поссорился? Да нет, наоборот, вечером созвонились, договорились завтра продолжить разговор. А через два часа его не стало…
Неужели со всеми так будет?
Непонимание, обида, злость и страх. Злость и страх. Что вообще произошло? А ВДРУГ ЭТО СО ВСЕМИ ТАК БУДЕТ? Объясните нам! Вы же умные, учителя, вы же знаете про все на свете: физику, химию, математику. А про людей, про нас, объясните!
Они пришли в родную школу. Туда, где чувствовали себя раньше безопаснее всего, где их понимали, напитывали идеями, наполняли их жизнь смыслом. Не научили только одному – самостоятельно искать смыслы для себя.
Так что же все-таки произошло?
Это я смогла понять только после прохождения тренинга по Системно-векторной психологии. Увидела, что можно было предотвратить суицид ребенка, если бы смогли вовремя увидеть, какие у него вектора и что им двигало.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что все люди от рождения обладают определенным набором свойств и желаний – векторами, и у каждого вектора своя задача в жизни и необходимый для ее выполнения набор свойств. Выполняя заложенную в нас от рождения задачу, мы чувствуем себя реализованными, счастливыми, удовлетворенными. А если не можем найти способ себя реализовать, то страдаем, каждый вектор по-своему.
В этой статье речь пойдет об одном из восьми векторов – звуковом. Именно страдания в звуковом векторе могут привести человека к суициду. Разберем подробнее.
Кто такие звуковики?
Люди со звуковым вектором – интроверты, они не нуждаются в постоянном общении с людьми. Их уникальный абстрактный ум предназначен для решения глобальных задач: загадок устройства мира, законов природы и поиска смысла жизни. Им интересно, как все устроено, почему и как все происходит, откуда все взялось. Все свойства звуковика направлены только на это. Их внимание направлено на свои мысли, поэтому они словно погружены внутрь себя.
Люди со звуковым вектором отличаются от других тем, что их не волнуют материальные блага, любовь, секс, семья. Они сосредоточены на себе и своих состояниях. Они кажутся отрешенными, странноватыми, избирательно контактируют с людьми. На самом деле звуковики предпочитают общаться с такими же, как и они сами, так как зачастую понимают друг друга без слов.
Уже в 5-6 лет звуковой ребенок начинает спрашивать, в чем смысл жизни, что там будет после смерти. В подростковый период природа берет свое, и «вселенские» вопросы отходят на второй план. Но временами на звукового ребенка накатывает необъяснимая ему вселенская тоска, ощущение скорби всего мира, депрессии, которые на своем пике могут вылиться в попытку суицида.
Если звуковой ребенок чувствует себя в безопасности, то просто позволяет событиям происходить вокруг себя, как это было с нашим героем в школе. Учителя, школа крутили вместо него жизнь вокруг, делая ее интереснее, компенсируя хоть как-то звуковые нехватки. При переходе в непривычную и обыденную повседневность проблема бессмысленности словно обнажилась, и уже не было шанса спрятаться за весельем любимых друзей. Вокруг чужие, непонимающие его люди, он замыкается в себе, постоянно думает о чем-то, теряет нить разговора. Это первый сигнал, что что-то не так и ребенка нужно срочно вытягивать из его ракушки наружу. Но делать это нужно правильно: ни в коем случае не кричать и не давить – будет только хуже, он еще сильнее уйдет в себя и связь с ним ослабнет.
Как предупредить непоправимое
Не надо думать, что только очень образованные и активные мамы могут воспитать звуковика.
Делайте простые шаги:
• следите за словами, которые говорите, ведь ребенок воспринимает их смысл;
• постарайтесь поддерживать дома тишину, чтобы ребенок мог отойти от стресса, полученного в школе;
• обеспечьте умственную нагрузку, согласно возрасту ребенка, например, чтением научно-популярной литературы;
• поощряйте его желание заниматься науками или изучением иностранных языков, философией, программированием. Для ребенка со звуковым вектором это естественные увлечения.
Также особенность этого вектора – бодрствование по ночам. Так что:
• можно разрешить ребенку ложиться спать немного позже, и соответственно просыпаться ему комфортнее позже;
• создайте психологически благоприятную атмосферу дома: это касается в первую очередь состояния мамы, ведь ее стрессы переносятся на ребенка вплоть до пубертата. Избегайте ссор, скандалов и выяснений отношений между домашними;
• учитывайте кризисные периоды в развитии ребенка.
Кризисные периоды могут усугубить депрессию
Очень важно, чтобы в период взросления звуковой ребенок со всеми своими особенностями находил понимание у родителей. Особенно это важно в периоды, когда происходит смена одного окружения на другое. Например, из школы в другое учебное заведение, в другой коллектив.
В период кризисов, стрессов или в тяжелых жизненных ситуациях вопросы о смысле жизни мучают звуковика с новой силой, и он отгораживается от людей. Замкнувшись в себе, звуковой ребенок теряет связь с окружающим миром и все меньше ощущает значимость своего тела. Перестает ценить нахождение на земле среди людей, внешняя суета и этот мир могут казаться ему обременительными.
Часто в такие моменты звуковики бросаются в разные сообщества, секты, начинают изучать различные духовные методики, и это на некоторое время заглушает боль поисков. Другие оказываются в окружении наркоманов и легко подсаживаются на наркотики. Но если подросток остается один на один с миром и не находит никаких ответов, то единственным избавлением от страдания он может видеть избавление от собственного тела.
Как распознать звуковика?
Высокий, худой, немного отрешенный взгляд, неподвижное амимичное лицо. Улыбается одними губами, глаза светятся, но молчит. Молчаливый, смотрит на всех немного со стороны. Если его не поняли – не настаивает, а тут же замыкается в себе. Он не боится, а просто не следит за тем, что происходит вокруг.
Но если у него много векторов, то картина может существенно измениться. Есть такие звуковики, которые веселятся в кругу друзей или по крайней мере общительны и доброжелательны, и никто не догадываться в каких состояниях они пребывают наедине с собой. Ведь они не делятся с другими своими мыслями, порою промелькнет в его речи «ну а смысл-то какой?» и все.
Поэтому необходимо понимать вектора ребенка изнутри, видеть его желания и чаяния, чувствовать, что с ним происходит.
Наилучший способ обезопасить своего звукового ребенка – увлечь его системно-векторной психологией и пройти тренинг маме. Психика ребенка со звуковым вектором хрупка настолько, что, не понимая особенностей своего малыша, можно серьезно навредить его жизни и развитию. Почитать про развитие звукового ребенка можно здесь.
Тренинг помогает найти подход к вашему ребенку, адаптировать его к любым переменам в жизни, позволяет направить к нужному окружению. Почитайте результаты мам, прошедших тренинг, как меняются их отношения с детьми и состояние самих детей.
Начните с бесплатных онлайн-лекций по системно-векторной психологии. Регистрируйтесь здесь.
Автор Оксана Блинохватова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана