Мой ребенок каждый день часами сидит за компьютером. Прихожу домой, а он даже не выходит поздороваться. Зову его помочь, он кричит «сейчас» и не приходит. Вот уже десять минут, пятнадцать, двадцать ─ ничего… Уроками занимается неохотно, вынужденно, а может и не заниматься вообще.
Это выводит из равновесия. Кем вырастет ребенок, если постоянно будет играть в компьютерные игры, если уже сейчас теряет связь с реальностью? Порой возникает ощущение, будто он не хочет с нами разговаривать. Что будет дальше?
Я многое пыталась делать: выключала интернет, выгоняла его из-за компьютера, запрещала. Разговаривать с ним пыталась, предлагала заняться чем-то нужным, но он никак не реагировал ─ хочет только сидеть за компьютером. Если я запрещаю, то это всегда вызывает агрессию. Он говорит: «Ты мне надоела», ─ а иногда и более грубые вещи.
Если продолжать, то он бьется в истерике, кричит, убегает в другую комнату. Что делать? Как понять, что с моим ребенком, и что сделать, чтобы он вырос нормальным, успешным и психически здоровым?
Ответы на эти вопросы дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Чего (не) хотят дети
Чтобы понять, что делать, нужно знать причины такого поведения ребенка: почему его так тянет в компьютерные игры, почему запрет вызывает у него истерику, почему он отдаляется от родителей, не общается с ними. Все дело в особенностях человеческой психики, понимание которой решает многие проблемы.
Человек от природы стремится к счастью, хочет получать удовольствие, мечтает об исполнении желаний: здоровые дети, близкий человек рядом, высокая зарплата. Страданий мы стараемся избегать: не хотим сталкиваться с людьми, которые плохо о нас думают, говорят или которые нам неприятны. После восемнадцатилетия убегаем от родителей, если те нас стесняют. Бывает множество других ситуаций.
Дети тоже стремятся избежать страданий и тянутся к наслаждению. Если им плохо в реальности, то они хотят убежать из нее, погружаются в компьютерные игры. Чаще всего это дети со звуковым вектором, особенной психикой, задумчивые, погруженные в себя. Компьютерная зависимость их зависимость. Но причины ее бывают различны:
- Снаружи шумно. Особенно чувствительная зона детей со звуковым вектором ─ ухо. Когда вокруг шум: постоянно сверлит дрель, играет громкая музыка, люди разговаривают на повышенных тонах или родители кричат, ругаясь ─ срабатывает механизм, который сохраняет психику. Ребенок погружается в себя все глубже, перестает вслушиваться в окружающий мир, он становится ему неинтересен. А потом начинает уходить в другой ─ мир компьютерных игр.
- Близкие люди, родители вызывают стресс: не контролируя себя, оскорбляют, кричат, бьют ─ это причиняет современным детям огромный ущерб, вызывает боль. Ребенок стремится убежать оттуда, где ему плохо. В интернете находит друзей, таких же, как он сам, которые его понимают, которые играют вместе с ним в игры. Начинает избегать общения с теми, кто делает неприятно.
- Ребенку хочется ощущений, которые он не испытывает в реальности. Порой он начинает искать совсем нехорошие: играет в игры, наслаждается убийствами, нарушением правил дорожного движения. Так бывает, когда ребенок не привык испытывать приятные эмоции, например, от взаимодействия с родителями или от чтения хороших книг. А если ребенок имеет в своей психике свойства звукового вектора, тогда ему еще сложнее. У него много внутренних вопросов к себе и к жизни, на которые часто ни родители, ни учителя не знают ответов. От этого он тоже может уходить в другую реальность, не видя смысла своего существования на земле.
Бывает так, что родители не ругаются, все делают для ребенка. А он все равно отстранен, агрессивен, зависим от компьютера и гаджетов. Здесь большое значение имеет внутреннее состояние самих родителей, особенно мамы. Если она в стрессе, переживает за ребенка, семью, не может найти себя, то как ни старайся снаружи сохранять спокойствие, внутренняя неудовлетворенность все равно передается близким. И здесь родителям важно не только заняться ребенком и «направить его на путь истинный», но и, в первую очередь, помочь себе.
Нужно понимать: дети не несут прямой ответственности за свои поступки. Они рождаются с определенным устройством психики, которая под влиянием окружения, родителей, друзей, учителей развивается или нет. Пока мы не знаем, как устроены наши дети, мы можем ошибаться, но вины за незнание мы не несем. Все, что мы можем сделать, это откорректировать состояние ребенка, исправить неосознанно допущенные ошибки, помочь ему вырасти здоровым и счастливым, без вечного побега от реальности.
Вернуть все назад
Что делать, чтобы ребенок перестал проводить все время за компьютером? Первое мы уже сами понимаем: запрет не поможет, будет вызывать только раздражение и отдаление, ребенок будет замыкаться в себе, а причина, которая тянет его в игры, не исчезнет. Есть другие, действенные, способы:
- Понять своего ребенка, устройство его психики, узнать, какими свойствами и желаниями он обладает. Всего таких наборов свойств и желаний, векторов, восемь. Если четко понимать психику маленького человека, то можно вырастить его счастливым и здоровым, социально адаптированным.
- Создать эмоциональную связь. Если делиться с ребенком хорошими эмоциями, вести себя искренне, проявлять чувства, то ему будет приятно проводить время не за компьютером, а с тем, кто дарит ему хорошие ощущения.
- Создать теплую семейную атмосферу. Когда семья будет для ребенка солнечным островком в бушующем море окружающего мира, когда он почувствует, что его поймут и примут, что бы он ни сказал и ни сделал, он будет счастлив. Ему будет очень приятно общаться с близкими людьми. С эмоционально и душевно близкими. Очень помогает в этом чтение вслух классической литературы, общение по душам, совместные приемы пищи.
Все это послужит почвой для вовлечения ребенка в то, что будет для него полезным. Не придется заставлять, принуждать, уговаривать. Нужно только понять, что им движет, из чего состоит его душа. В этом и помогает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Ниже прочитайте отзывы родителей, которые уже смогли помочь своим детям:
«…Сын, 14 лет, слушал тренинг со мной. Результаты потрясающие. Стал лучше учиться, с удовольствием ходит в школу, отношения с одноклассниками стали лучше, ушла неприязнь к людям, ушли страхи, компьютерная зависимость. Это малая часть результатов…»
«…Улучшились отношения с ребенком. Наблюдаю системно за его поведением и понимаю то, что раньше только раздражало…»
«…Сын стал раскрываться, даже стиль в одежде поменял. Сейчас летает прям. Каждый день говорит, какой он счастливый ребенок, и мне так хорошо и спокойно от этого. Из-за него пришла на тренинг. В апреле сын хотел уйти из жизни, чуть в психушку не закрыли. Можно сказать, задача выполнена…»
Все в наших руках. И судьба ребенка тоже зависит от нас: только мы можем понять его и вырастить по-настоящему счастливым человеком, который будет благодарен нам всю жизнь.
Нужно лишь сделать первый шаг на пути к пониманию его психики.
Автор Богдан Мартыненко
Редактор Екатерина Гусарова
Корректор Анна Катаргина
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»