«Крепчает ветер! Значит, жить старайся!» Эта цитата стала ведущим лейтмотивом не так давно вышедшего в кинотеатрах России последнего творения Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает». Совершенно иная, выделяющаяся среди всех работ мастера японской мультипликации. Настоящий фильм для взрослых, где нет ни магии, ни волшебных существ, ни других миров. Только реальная жизнь, как она есть. История одной мечты.
Эта картина особенна еще и тем, что считается финальной работой классика японской мультипликации. Хаяо Миядзаки сделал заявление, что ставит точку в конце своей карьеры режиссера.
К выходу «Ветер крепчает» Миядзаки критики отнеслись неоднозначно. Некоторые обвинили мультипликатора в фашизме (ведь речь в мультфильме идет о конструкторе самолетов, которые потом использовались во Второй мировой войне), кто-то заявил, что работа ужасно нудная и лишенная какого-либо волшебства, иные же зрители пришли в восторг от фильма и прочувствовали ту самую идею, положенную в основу последнего мультфильма Миядзаки. Ведь, как заявляет один из героев: «Самолет – это не война. Это прекрасная мечта, ждущая, когда ее проглотит небо» .
Самолет и правда – мечта. И мечта, прежде всего, людей со звуковым вектором – странных молчунов, нелепых чудаков, которые дышат свободой, пытаются выйти за рамки обычного, придумать то, что не было придумано до них. Звуковой человек – человек с вечными вопросами и поиском ответов. Тот, чей взор всегда направлен в небо. Тот, кто первый задал вопрос: «А что там, за горизонтом?» – и придумал самолет.
Самолет – это изобретение человека с кожным и звуковым вектором. Кожный вектор, вечно ищущий способ экономии сил и времени, и звуковой вектор, создающий что-то действительно полезное для общества. Кто из вас не мечтал летать? Но именно кожные звуковики нашли способ, как воплотить эту мечту в реальность.
Уретральники со звуковым вектором нередко этот самый самолет пилотируют. Именно ими движет непреодолимое желание лететь за горизонт, за флажки, все дальше и дальше…
Хаяо Миядзаки, как и многие другие звуковики, в детстве мечтал изобретать самолеты. Может, именно поэтому героем для своего финального произведения мастер мультипликации выбрал именно Дзиро Хорикоси – японского авиаконструктора, разработавшего модели самолетов Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero, которые сыграли немалую роль во Второй мировой войне?
Мы видим маленького Дзиро, мечтающего о небе. Самолеты – его страсть, а Джанни Капрони, один из известных в то время авиастроителей, является кумиром. Дзиро – типичный звуковичок, проводящий долгие часы на крыше, в тишине, в мечтах о полете. Он смотрит на небо и мыслями улетает ввысь. Но он боится, что так и не сможет осуществить свою мечту: ведь у него очень плохое зрение, что, несомненно, помешает пилотированию самолета.
В одном из сновидений к Дзиро приходит тот самый знаменитый Джанни Капрони и помогает найти решение проблемы: для того, чтобы конструировать самолеты, великолепное зрение не обязательно. С тех самых пор Дзиро четко осознает свой путь и не сбивается с него ни на шаг.
Проходит время, и Дзиро Хорикоси становится авиаконструктором. Абстрактное мышление, коим обладают люди со звуковым вектором, помогает герою придумать особенную модель самолета. Так, например, только взглянув на кость макрели, он внезапно осознает, какими должны быть крылья. Путь Дзиро Хорикоси был нелегким, но он не сдавался, денно и нощно работая над своим проектом. И ничто, даже любовь всей его жизни, не могло сбить его с выбранного пути.
Трогательная история любви, позаимствованная Хаяо Миядзаки из книги Тацуо Хори, лишь помогает глубже раскрыть характер главного героя. Ведь нередко именно звуковиков упрекают в пренебрежении своими партнерами. Некоторые критики обвинили мультипликатора в «картонности» его героев. «Жена отправилась умирать в санаторий, а в это время Дзиро поехал запускать самолет. Как такое вообще может быть?» – писали они. Но, какими бы сильными чувствами ни обладал человек со звуковым вектором, он всегда остается человеком идеи. Идея, мечта – самое главное в жизни. Вот почему находиться рядом с таким человеком не всегда легко без понимания его свойств и желаний. Ведь мы с детства привыкли к тому, что «самое главное в жизни – любовь!», и не всегда задумываемся о том, что эта формула действует только для определенного рода людей.
Больная туберкулезом, кожно-зрительная Наоко Сатоми (избранница Дзиро) обладает высокой степенью эмпатии. Она интуитивно понимает своего чудаковатого мужа и всячески поддерживает его. Ни единого попрека, ни единого злого слова… «Живи, любимый, живи!» И душа улетела… туда, куда только что взлетели новые самолеты.
В данной картине нет ни слова о фашизме или войне. Речь вовсе не об этом и вовсе не о том, куда потом полетят самолеты Дзиро Хорикоси. Хаяо Миядзаки в фильме «Ветер крепчает» намеренно стирает черное и белое, выделяя жирным лишь главные ценности: способность любить, мечтать и, несмотря ни на что, жить полной жизнью.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
На самом деле как всё точно, и многие люди упрекают людей “слепо” преданных идее. Но ведь они не понимают, как Звуковику сложно жить вне этой идеи, а если нет Зрительного вектора, то любовь как эмоция, может даже и не существовать. Это очень тонкая грань, и да, согласна – это очень непросто жить с “чистым” Звуковиком, надо уметь проникнуться его идеей, чтобы по-настоящему понять и полюбить его. Замечательный мультик. Спасибо!
Меня тронула эта фраза:”«Самолет – это не война. Это прекрасная мечта, ждущая, когда ее проглотит небо».”
Чудесный мультфильм , глубокие смыслы, не каждый художественный фильм может этим похвастаться. И еще великолепное озвучивание нашими актерами добавляет свою изюминку .
«Самолет – это не война. Это прекрасная мечта, ждущая, когда ее проглотит небо»
Самые лучшие и передовые идеи (связанные с техникой и использованием энергии), прежде всего, берет на вооружение (в прямом и переносном смысле) военная промышленность, т.к. она очень хорошо финансируется. И только потом (раньше или позже) — мечта осуществляется применительно к мирным целям. Это закономерность.
Так что упреки критиков в адрес мультипликатора — явно “не по адресу”.