Не могу оторвать сына от компьютера. Обидно — мальчишка неглупый, хорошо учился, книги читал. Теперь приходится заставлять делать уроки. Стал замкнутый, на улицу сам не выходит, приходится выгонять. Ничего у него не допросишься, сделает с большой неохотой и опять к экрану. Глаза красные, лицо бледное, поесть забывает со своим ящиком.
Подруги говорят мне: «Радуйся, что не по дворам ходит, в плохую компанию не попадет». А мне тревожно: технологии технологиями, но не должно быть такого, что железки интереснее живых людей.
Почему подросток зависает в компьютере? И что с этим делать? Разбираемся с помощью системно-векторной психологии.
Новейшие технологии — благо или зло?
Компьютер и интернет давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, без них никуда. Но одно дело, когда мы используем их для работы, для обучения, для развития, для того, чтобы сократить расстояние и время, и совсем другое — когда жизнь в виртуальном мире заменяет нам реальный. Потому что в реальном что-то не удалось, не сложилось, не нравится.
В этом отношении в группу риска попадают подростки, обладающие звуковым вектором. С одной стороны, они быстрее всех — даже учителей — разбираются в премудростях компьютерных программ, могут использовать компьютер и интернет для обучения себя и людей, для создания и продвижения нового программного кода. В этом случае не надо отвлекать ребенка от занятий и требовать, чтобы он был таким же спортивным, как обладатель кожного вектора, или столь же эмоциональным и общительным, как обладатель зрительного.
Если ребенок становится замкнутым, если он вас не слышит, если на просьбы не реагирует совсем или реагирует агрессией, если у него красные глаза, и кроме компьютера он больше ничего не видит и не слышит, то пора бить тревогу.
Создаем условия для развития звукового ребенка
«Опять за компьютером!», «Пойди, поиграй на улицу», «Сначала борщ, потом стрелялки» — это не аргумент. Можно отбирать компьютер, ставить блокирующие программы, но это все лишь временные меры, которые борются со следствием, но не с причиной. Кроме того, от таких методов он еще больше закроется, уйдет в себя, будет воспринимать вас не как родителя, друга, старшего, а как врага.
Помните фильм «Доживем до понедельника»? «Счастье — это когда тебя понимают», — написал один из героев в школьном сочинении. Давайте попробуем показать ребенку, что мы его понимаем не только на словах, но и на деле, тогда он сам нам все расскажет и даже поможет найти ему более конструктивное, полезное и интересное занятие, чем компьютерные игры.
Тишина. Это основной компонент экологии в доме, где живет звуковик. В тишине он сможет думать, в тишине он сможет вслушиваться во внешний мир. Не надо греметь посудой, пылесосить и включать телевизор на весь дом, когда он спит или делает уроки. Не надо кричать на него или при нем.
Тихий голос и правильные слова. Тихая спокойная беседа — вот что заставит звуковика прислушиваться и понимать, что ему говорят. Но никак не крик и не приказные и тем более оскорбительные или унизительные слова. Ни один человек не стал умным после того, как ему сказали, что он дурак.
Доверие и эмоциональная связь. Это нужно любому человеку, независимо от возраста, а ребенку жизненно необходимо для полноценного развития врожденных качеств. Кроме того, если у вас будут открытые доверительные отношения, он сможет рассказать о том, как у него складываются отношения с одноклассниками и учителями: быть может, напряженность в коллективе — это одна из причин того, что он сбегает от реальности в мир виртуальный.
Занятия в соответствии с врожденными талантами. Болезненное пристрастие к компьютерным играм или интернету возникает тогда, когда что-то не получается в реальной жизни. Однако есть масса других занятий, интересных для звукового подростка: музыка, поэзия, программирование, физика, математика, астрономия, языки. После того, как он почувствует, что вы его понимаете, а не порицаете, вы сможете вместе попробовать другие занятия, наполняющие его звуковые желания. Скорее всего, он сам вам о них расскажет.
А почувствовав вкус большего удовольствия (от написанной программы, от реализованной идеи), он сам выберет не иллюзорную компьютерную игрушку, а настоящую жизнь. Потому что в жизни интереснее, больше удовольствия, больше драйва.
Подробнее об особенностях воспитания звукового ребенка читайте в статье “Рекомендации родителям по воспитанию звуковых детей“.
Помощь и понимание, а не тотальный контроль
Несмотря на весь свой огромный объем психики и мощный абстрактный интеллект, он все еще подросток, и нуждается в понимании и поддержке родителей. Когда между родителем и ребенком уже есть особое доверие, эмоциональная связь, открытость, то хочешь не хочешь, придется попытаться разобраться в том, что именно ему интересно в компьютере и интернете. Ведь теперь он будет делиться с вами своими идеями и достижениями. Возможно, что теперь вам надо будет помочь ему найти поддержку и окружение для развития его идей: обучающие курсы, группу единомышленников.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что от внутреннего состояния родителей, в первую очередь мамы, зависит и психическое равновесие ребенка, его способность к обучению, его способность найти общий язык со сверстниками.
Ни в коем случае нельзя скандалить при ребенке, выяснять отношения, кричать друг на друга или на него. Это травматично для любого ребенка, а для звукового — это вопрос на уровне «жить или не жить». Потому как крик убивает нейронные связи, ответственные за способность воспринимать информацию, за способность к обучению. В случае звукового ребенка это приводит к невозможности реализации его врожденных звуковых талантов. Тихо сказанное слово с негативным смыслом будет иметь тот же эффект.
Однако дети чувствуют наши настроения и тревоги, даже если мы не высказываем их вслух, даже если внешне ведем себя сдержанно. Поэтому внутреннее равновесие родителя — это залог хорошего поведения и правильного развития ребенка. О том, как изменилось поведение детей и отношения с ними, рассказывают слушатели тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»:
Автор Ольга Крутчинская
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
“Ни один человек не стал умным после того, как ему сказали, что он дурак.” – просто и гениально! Почему-то сама раньше не додумалась до этого аргумента.
Со звуковым подростком и компьютером – согласна, у самой сын такой.
Но вот с его друзьями, которые совсем зрительные, другая проблема. Они просто играют в стрелялки, да еще с ужастиками. Тут родителям нужно подумать, каким образом отрывать от компьютера таких детей, какие им находить отвлекалки на сопереживание. Большой вопрос…
Не ребенка нужно отрывать от чего либо. Себя нужно родителям изменить, тогда и ребенок потеряет интерес к деструктивному действию. Это так просто понять и так противно принять. Не в ребенке дело, в родителях – в маме!
Статья в тему для многих-многих мам, в том числе и для меня) прямо сейчас решаю эту задачу – включаюсь в то, что кажется увлекательным ребенку, порой напрягаю мозг изо всех сил) они – наши новые детки, такие умные и такие … хрупкие! Дотянуться, прикоснуться, создать теплые доверительные отношения и помочь, учиться вместе с ними каждый день их жизни. Наши дети способны нас научить многому – в особенности сосредоточению и любви)