…Была сильная обида на одноклассниц. Они говорили гадости за моей спиной, на что я огрызнулась на них, потому что их смыслы были болезненными для меня. Учительница начала ругать меня за то, что срываю урок. Я пыталась доказать, что они издеваются надо мной, но меня никто не стал слушать. Я ушла из класса и так погрузилась в свои мысли, прокручивала обиду, что не заметила, как навернулась с лестницы. Мне было вдвойне больно, что еще и упала — опозорилась перед людьми. Встречаю их у столовой, рядом с нашей раздевалкой, в коридоре. Они кричат, что собирают мне деньги на психушку. Это первый раз, когда мне сказали таким образом, что я странная…
Я точно не псих? Кто скажет, что нет? Идти к психиатру, чтобы он подтвердил или опроверг сумасшествие?
Откуда внутренний диалог, не всегда мирный? С чего вдруг память отшибает, и не помнишь, куда положил ножницы, зачем зашел в эту комнату? Почему в голову лезут образы смертей, насилия и катастроф, а для поступков людей придумываются сложные причины и невероятные мотивы? Откуда неконтролируемый поток сознания? О чем он — неважно. Важно, что он не совсем свой.
…У меня страх всегда был перед психиатром. Пойти к психиатру равносильно признать себя душевнобольным человеком. <…> Мысль, что я сошла с ума, что я ненормальная, душевнобольная, приводила меня в дикий страх. Я очень боялась попасть в психбольницу, сойти с ума, потерять разум…
Как должно быть? Как нормально? Как у других людей? Ведь нормальные люди не мучаются от собственных мыслей и переживаний?
Когда видишь, что у тебя не так, как у всех, сомневаешься в собственной адекватности
Ухудшается состояние — приходят панические атаки, навязчивые мысли, страхи, параноидальные построения, депрессия. Это звоночки — не норма, но и не сумасшествие, пока сохраняется критика к происходящему в разуме. Сознательно управлять своими состояниями невозможно. От них не избавиться волевым усилием. Можно лишь понять, по какой причине они возникают и как с этой причиной работать.
Когда Аня провалилась в депрессию, у нее были причины. Началось все с парня. Он уделял внимание другой у нее на глазах, использовал их жилье как место сбора своих друзей. Она порвала с ним. Они так и не объяснились во взаимных претензиях. Дальше Аню отчислили из вуза из-за обыкновенной рассеянности, а ее мама попала в больницу. Череда бед — причины, которые Аня наблюдала снаружи. Она боялась, что сходит с ума, что ее состояние перешло грань адекватности.
Аня не подозревала, что ее плохому самочувствию способствовали не только обстоятельства, но и ее внутренние психологические особенности. Она еще подростком размышляла, зачем она существует, недолюбливала шумные компании и пустую болтовню. В обывательской среде небольшого городка и среднестатистической школы такое поведение не приветствовалось. Аня не находила понимания среди окружающих ее людей. У нее сформировалось убеждение, что искать в жизни смысл как минимум странно.
Когда поиск своего места в мире настиг Аню, она уже выросла. Он прорвался в ее сознание депрессией, и она испугалась того, что с ней происходит. Она привыкла, что это неприемлемо.
Сходят с ума только люди, способные мыслить абстрактными категориями
Для таких особых людей материальное второстепенно. У них философский склад ума, они стремятся глубоко осознанно воспринимать жизнь — такова природа их психики. Если все идет по плану в развитии, они активно используют свою способность формулировать и обдумывать смыслы. Если же такому человеку не удается наладить контакт с окружающими, с теми, кого интересует повседневная жизнь, то порой он считает себя ненормальным, не принимает свои свойства и пытается притворяться таким же, как все. Беспокоится, когда не получается, когда чувствует свое кардинальное отличие от других.
Психиатрии доподлинно неизвестно, по какой причине развивается большинство психических расстройств: в этом невозможно разобраться без явного и четкого понимания устройства бессознательного.
Подсознательный источник страха сумасшествия — потенциал сойти с ума. Эта возможность появляется, когда сознание для человека — его особая, акцентуированная ценность. Такой человек дорожит своим сознанием, гордится им. Или, наоборот, всячески уничижает: «я безнадежно тупой», что по сути то же самое — особая сосредоточенность на своем сознании.
Сознание у человека появляется, когда он начинает отличать себя от других. Он накапливает все больше понятий о мире и о себе. Чем глубже он узнает внешнюю среду, тем важнее становится вопрос: «Кто я?» Невольно задумывается, откуда взялась Вселенная, почему мы существуем. Или менее глобально, более лично: почему я веду себя именно так, а не иначе, в чем причина моих ошибок или неудач в жизни, чего я хочу на самом деле, есть ли у меня предназначение?
И в какой-то момент понимает, что многие мысли и чувства, особенно негативные, неразумные, не поддаются контролю.
Если от природы у человека имеется потенциал к расширению сознания, значит, есть и потенциал к интеллектуальному росту. Реализован он или нет — отдельный вопрос. Находит ли применение вся мощь сознания в реальной жизни человека? Вряд ли.
Размышления о цели и смысле жизни — эти мыслительные цепочки в определенный момент приводят к одиночеству. И вот тогда назревает вопрос: все ли со мной в порядке, если меня никто не понимает, если я сам не понимаю никого и, главное, себя самого, не знаю, кто я? Вдруг Я —это не только Я?
Психическое заболевание — это искажение восприятия мира и себя
Психически больной человек не владеет своим сознанием. Он не может помочь себе самостоятельно.
Если же человек боится потерять над собой контроль, значит, ему еще есть что терять. Для внутреннего спокойствия требуется понимать, какой ты на самом деле и почему ты такой.
Диапазон состояний определяется врожденными желаниями и свойствами, их дальнейшим развитием в детстве и отрочестве, влиянием среды во взрослости.
Психическое заболевание — это когда человеку приходят мысли, не соответствующие реальности. Слышать и видеть то, чего нет, — лишь следствия, характерные для определенных форм патологии.
Алина раньше боялась сойти с ума, испытывала душевные страдания. Она пишет, что благодаря тренингу Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» стала интересоваться людьми, поняла поведение своих близких и саму себя. И теперь ощущает себя психически здоровым человеком в нормальном психологическом состоянии:
…Изменения я заметила после последнего зрительного занятия. Мир по-другому начал видеться, уже не было такой ненависти к людям, начало приходить понимание. Мир становился интересным, потихоньку начали возвращаться старые увлечения: читать немного начала, фильмы смотреть, слушать уже другую музыку, новости читаю, вижу иначе.
Лекции по звуковому вектору для меня были на тот момент ключевыми. Хотя самой сильной по смыслам была и остается последняя лекция по мышечному вектору. После них изменилась жизнь.
Тренинг дал мне понимание не только себя, а мира в целом. Я нашла то, что искала. У меня ушла боль, которую я испытывала много лет, прошли суицидальные мысли, вернулся аппетит, нет больше такого упадка сил, как раньше. Я не лежу на кровати сутками. Перестал существовать вопрос: «В чем смысл жизни?» Он просто отпал, потому что увидела смысл. Он есть!
Люди стали интересными, я стала их понимать значительно больше, чем раньше, потому что могу услышать их! Начала лучше слышать, у меня улучшился слух. Я наконец-то слышу смыслы!!! Это такая радость! Абсолютно другое восприятие мира…
Чтобы не искать в себе второе дно и не раскапывать субличности, нужно наладить крепкую связь с людьми вокруг, теми самыми, от которых человек кардинально отличается.
Автор София Улантикова
Корректор Анна Сорокина
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Автор очень точно подметил, что когда звуковик не осознает кто он, не понимает для чего ему дано такое восприятие мира, то старается мимикрировать под окружающих. При этом испытывает большую или меньшую степень дискомфорта, ощущает свою не похожесть и из-за этого чувствует одиночество. После тренинга приходит понимание кто ты есть и естественным путем уходит чувство изолированности.