Как-то раз на очередном занятии по русскому языку с пятиклассником Антоном, с которым мы занимаемся около трех месяцев, в комнату вошла Мама. «Вы знаете, мне сегодня звонили из агентства репетиторов и спрашивали о впечатлениях от вашей работы. А также спросили, как я думаю, почему мой ребенок все еще получает четыре, а не пять? Я была озадачена этими вопросами, поэтому хотела бы спросить у вас. Почему Антон за четверть по русскому языку всё еще получает четыре, а не пять? В чем наша проблема?»
Я немного была озадачена внезапностью этого вопроса. И правда, мальчик достаточно умный, учится в гимназии, где хорошие учителя дают глубокие знания, неплохо знает правила русского языка, умеет их применять, соображает быстро, достаточно грамотен, хорошо решает тесты, делает разборы, но.… За диктанты, за сочинения и изложения часто получает трояки да двояки. Посмотришь к нему в тетрадку – буквы в словах пропущены и сделаны такие глупые ошибки, которые не сделал бы и второклассник. Причем объяснить, как данное слово пишется, проверить его – мальчик в состоянии. Так в чем же дело?
К сожалению, наше образование стандартизировано. И оценки в школах ставят не за знания, а за определенные компетенции, или, простыми словами, навыки и умения. Знать правила русского языка и уметь их применить – этого недостаточно, чтобы иметь «пятёру» по данному предмету. Ученик должен и тесты уметь писать, и диктанты, и сочинения, и разборы делать – и много что еще. А для того, чтобы успешно справляться со всеми видами заданий по русскому языку, нужно обладать определенными качествами характера.
Рассмотрим эти качества с точки зрения Системно-векторной психологи.
Начнем с нашего главного камня преткновения – с диктантов.
Чтобы хорошо писать диктанты, ребенку, с одной стороны, нужны грамотность, усидчивость и внимательность. Всё это – черты человека с анальным вектором, который, по своей сути, нетороплив, внимателен и даже дотошен. Ведь нужно иметь определенного рода выдержку, чтобы терпеливо перечитать только что написанный текст несколько раз, дабы найти все случайно закравшиеся ошибки. Впрочем, люди с анальным вектором редко случайно делают ошибки. Обычно сразу пишут всё правильно: они же не торопятся, буквы не пропускают, каждое слово проверяют сразу.
Если к этому добавляется еще и зрительный вектор, то получается человек с фотографической памятью. Анальники много читают, много слов на пути своем встречают, поэтому им даже и правила русского языка знать необязательно – они просто помнят, как пишется то или иное слово. Да и память у них отличная! Поэтому у этих перфекционистов от природы нередко вызывают отрицательные эмоции неправильно написанные слова. Так называемые «граммар наци» – это именно они – люди с анальным и зрительным вектором, которые не только пишут грамотно, но еще и постоянно поправляют людей, постоянно допускающих ошибки в словах. «Хочется взять и подарить» (про Учебник Розенталя) – это шутка анально-зрительных людей.
К слову сказать, именно у анально-зрительных детей, как правило, идеальный понятный почерк. Зачастую даже с завитушечками и вензельками (ведь зрительный вектор дает тягу ко всему красивому).
С другой стороны, анального и зрительного векторов бывает недостаточно для успешного написания диктанта. Почему? Потому что учителя в школах нередко торопятся, а дети с анальным вектором, как правило, не то чтобы «тормоза» – «газ у них медленный». Иными словами, торопиться они не умеют: они же любят делать все вдумчиво, медленно. А тут учительница быстро тараторит и подгоняет. Не успел над одним словом поразмыслить – она уже следующее предложение диктует. А т.к. из-за особенностей психики переключаться такие дети не умеют, то иногда на диктантах они могут впадать в ступор. Бывает, не успеют несколько слов в самом начале расслышать – и не могут дальше ни буквы вывести. Все уже написали диктант, а у этих пустой лист с первым предложением. Пропустить пару слов и писать дальше – огромный стресс для этих склонных к перфекционизму людей! Итог – неутешительная оценка. А ведь знают, умеют…
Для того, чтобы не только грамотно и внимательно писать диктанты, но и поспевать за темпом учителя и одноклассников неплохо иметь и кожный вектор. Именно дети с кожным вектором впереди планеты всей. Пока анальные «тормоза» вдумчиво проверяют свою работу и несколько раз ее перечитывают, эти уже бегут сдавать диктант. «Я всё!» – говорят они. В противовес вязкому анальному мышлению, дети с кожным вектором обладают необходимой гибкостью, логикой и находчивостью. Они умеют быстро переключаться, им не нужно залипать над каждым словом, поэтому они успевают за темпом урока. К слову, задания, где нужно применить логику – различные разборы и тесты – такие ребята тоже решают на ура.
Получается, что для успешного написания диктанта ребенок должен обладать связкой анального, зрительного и кожного векторов. Именно тогда он не будет «тормозить» и одновременно не будет слишком сильно торопиться, чтобы не наделать ошибок по невнимательности. При правильном развитии векторов, их свойства дополняют друг друга, создавая тем самым идеальные условия для того, чтобы правильно писать под диктовку.
Эта же связка нужна и для успешного написания сочинений и изложений. Ведь учитель всегда ставит две оценки: за содержание и за грамотность.
Вернемся к моему ученику, который никак не может справиться с диктантами, сочинениями и изложениями. В чем причина его пробелов? Почему его знаний недостаточно для грамотного написания?
Антон – типичный представитель кожного и зрительного векторов. С одной стороны, он – мальчик любознательный. С другой стороны – очень подвижный (постоянно гоняет мяч по дому), по-кожному ленивый: вещи у него пребывают в вечном хаосе, каждый учебник и тетрадь ищет по 10 минут, постоянно что-то теряет и не может найти. Всё делает быстро и без всякого энтузиазма, особенно то, что касается русского языка. Напишет диктант и сразу же отдает на проверку. «А проверить?» – спрашиваю его. «Зачем? – удивляется, – Всё правильно!» Начинаешь заставлять проверять – делает это из-под палки, «для вида». Конечно, ему лень по несколько раз перечитывать текст, вчитываться во все слова, из которых у него постоянно теряются буквы. Да и почерк у него типичный «кожный»: корявый, непонятный: где «о», а где «а» – не разберешь.
А когда речь заходит о творческих заданиях, то, похоже, мой подопечный руководствуется девизом, любимым всеми кожниками: «Краткость – сестра таланта». Придумать предложение? Хорошо. «Дождь идет. Девочка играет». Лишнего слова не вытащишь. Это добавляет еще проблем с сочинениями да изложениями, помимо ошибок из-за невнимательности.
Одним словом, до пятерки по русскому языку мальчику не хватает, увы, именно анального вектора, который задает такие личные качества, как усидчивость и внимательность. Да и «воду полить», то бишь, писать длинные сочинения с огромными предложениями, люди с анальным вектором любят. Да так, что иногда закончить никак не могут свой «эпос».
Есть ли пути решения данной проблемы? Может ли ребенок с кожным и зрительным вектором иметь пятерку по русскому языку? И как репетитору объяснить родителю ситуацию? Ведь часто родители думают, что во всем виновата несостоятельность учителей и что пятерку всегда можно получить при должном старании!
Конечно, есть множество упражнений на развитие внимательности у детей. И при должном подходе можно и ребенка без анального вектора приучить к более вдумчивой и внимательной проверке своих трудов, к более подробному написанию сочинений, но… Таких успехов, каких добиваются на уроках языка их сверстники с необходимой анально-кожно-зрительной связкой, детям, как Антон, не добиться. Максимум – их оценка будет «пятерка, вечно склоняющаяся в сторону четверки», но никакой речи о «твердой пятёрке» быть не может. Да и напрашивается логически вопрос: «Зачем?»
Зачем тратить столько энергии ребенка на то, что ему просто-напросто не нужно? Как из неуклюжего анального ребенка не выйдет выдающаяся балерина, так и ребенку без анального вектора пятерка по русскому языку будет даваться с большим трудом. А если учесть, как мы уже говорили в самом начале статьи, что знание русского языка и «пять» по русскому языку – не одно и то же, то стоит ли овчинка выделки?
Конечно, родителю с анальным вектором бывает очень сложно понять и, главное, принять всё выше сказанное. Ведь мы все привыкли судить об окружающих по себе. И если маме давался русский язык легко, то она полагает, что и сын может при должном старании иметь пятерку по этому же предмету. Но мы часто забываем о том, что школьные оценки зачастую не значат ровным счетом ничего. И что как из затюканных своими родителями отличников иногда вырастают несостоявшиеся личности, которые не могут реализоваться в обществе, так и из троечников могут вырасти вполне успешные люди. Нужно ориентироваться не на оценки, а на особенности вашего ребенка и стараться развивать те качества, которые есть, а не зацикливаться на том, чего нет. Именно тогда из ребенка, пусть даже у него четверка по русскому языку, вырастет счастливый реализовавшийся человек с развитыми свойствами.
Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.