Я репетитор. Занимаюсь обучением детей русскому языку и литературе на дому несколько лет. И чем больше учеников встречается на моем пути, тем больше я нахожу закономерностей между тем, как они выполняют задания и особенностями их характера, их векторальным набором.
Все вокруг говорят о реформах образования, об устаревшей советской модели образования и о все более набирающем обороты и популярность личностном подходе. Ведь все дети разные и нельзя ко всем применить один и тот же шаблон.
Как понять характер и свойства ребенка, с которым ты занимаешься тет-а-тет? Это не так сложн на самом деле. Другое дело, если ты — учитель в школе и в твоем классе 25 учеников, к каждому из которых нужно подобрать свой ключик. И иногда это кажется не то чтобы невозможным, но чрезвычайно трудным и утомительным.
Если вы обладаете знаниями, полученными на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, то найти подход к детям становится просто. После определенного времени человек, обладающий системным мышлением, начинает ВИДЕТЬ очень многое в об окружающих людях. И для этого вовсе не обязательно знать подробности личной жизни ребенка. Достаточно заглянуть, например, к нему в тетрадь, обратить внимание на его почерк, на то, какого рода ошибки он допускает, какие задания у него получаются лучше, а какие хуже.
Я приведу пример, как можно определять вектора своих подопечных, занимаясь обучением детей русскому языку. Рассмотрим, как проявляют себя наиболее часто встречающиеся вектора — кожный и анальный.
Итак, открываем мы заветную тетрадь по русскому языку и смотрим, что же там?
Внешний вид
Дети с анальным вектором пишут очень аккуратно: буковка к буковке. В их тетрадь смотришь и радуешься — ни единой помарочки, никаких зачеркиваний. Почерк понятный — не нужно рассматривать каждую букву. Душа поет и радуется! Если речь идет об анально-зрительных отличниках, то их тетрадь вообще можно выставлять в качестве экспоната в музее: почерк красивый, часто «с украшениями», все поля соблюдены, все задания выполнены…
Дети с анальным вектором отличаются старательностью и кропотливостью. Они — перфекционисты от природы, поэтому для них очень важно любое дело доводить до конца, до идеала, чтобы буквы все были ровные, одинаковые, чтобы помарок и грязи не было, чтобы все-все задания были выполнены. Не дай бог в тетрадку закрадется ошибка! Такие школьники раньше, когда не было ни замазок, ни стирающихся чернил, прибегали к помощи лезвия: аккуратно «выскребали» неправильную букву или знак препинания.
Именно для юных обладателей анального вектора изобрели черновик. Чтобы сначала все сделать, исправить, если что-то не так, а потом аккуратно перенести в тетрадь.
В отличие от анальничков, ребята с кожным вектором особенно не церемонятся с ошибками. Нужно исправить? Рааааз! Зачеркнем… можно прямо ручкой! А еще лучше просто поверх буквы напишем другую — пририсуем необходимый крючочек. Бог с ним, что не аккуратно. Нам все равно. Мы что, дураки, париться над такой мелочью?
Ребята с кожным вектором терпеть не могут черновиков. Ведь главная ценность для таких детей — экономия всего, в том числе времени и усилий. Зачем тратить лишний час на то, чтобы переписать задание из одной тетради в другую, если можно сразу все написать в чистовик?
Заглянешь к таким в тетрадь и за сердце хватаешься — грязь неимоверная. Все зачеркнуто-перечеркнуто, почерк неразборчивый — как курица лапой. Вечно торопящимся куда-то кожникам лень тратить драгоценное время на вырисовывание закорючек. Напишут как попало, а учителю потом сидеть и разбирать кожные каракули.
Грамотность
Обучение детей русскому языку предполагает, прежде всего, привитие такого навыка, как грамотность.
Дети с анальным вектором грамотны от природы. Они очень внимательны, поэтому редкая ошибка проскользнет в их тетрадь. Анально-зрительные дети очень много читают, поэтому у них формируется так называемая зрительная память, которая и обеспечивает безукоризненную грамотность.
Дети же с кожным вектором своей грамотностью похвастать не могут. Да дело вовсе не в том, что часто им просто лень выучить правила. Даже если все правила они знают наизусть и понимают принцип, полностью избавиться от ошибок у них не получается. Причина тому — неусидчивость, невнимательность и неумение доводить начатое до конца. Кожники часто пропускают буквы в словах, ненарком меняют их местами, не дописывают слова и предложения. Смотришь, а у слова в конце предложения обязательно то закорючка не дописана, то отсутствует целый слог… Могут точку забыть поставить. И такое бывает. Ругай не ругай — все равно исхитрятся что-то да не доделать. Кожные дети ленятся делать что-то больше нормы: не любят выделять орфограммы, делать дополнительные задания к упражнению. Сделали основное — и хватит. Поэтому учитель на проверку нередко получает просто голый переписанный текст. Где орфограммы? Где разборы? — А что, нужно было?
Ребенок с кожным вектором может вполне неплохо разбираться в правилах русского языка. Например, у меня есть кожно-зрительная ученица с очень светлой головой, которая все понимает, все знает. Однако пятерка в году по русскому языку никак не хочет выходить. Виной тому — диктанты. Понаделает по невнимательности глупых ошибок да еще и ленится проверить. Потом получает тройку, смотрит на ошибки и сетует: «Блин, как можно было ошибиться в этом слове? Какая глупая ошибка!»
Зато кожники лучше пишут всевозможные тесты. Пока ребенок с анальным вектором, обремененный вечной проблемой выбора, сидит и колеблется между двумя вариантами, ребенок с кожным вектором, благодаря логическому решению, выбирает правильные варианты. Любимый их метод решения называется «от противного».
Логика
Есть в русском языке и те разделы, которые детям с кожным вектором даются лучше, чем детям с анальным вектором. Это всевозможные разборы слов — по звукам-буквам (фонетический), по составу (морфемный) и синтаксический. В общем, всё то, где нужно задействовать логическое мышление. Принципы разборов кожники схватывают на лету и выполняют на интуитивном уровне. Здесь, как в математике, нужен холодный рассчет.
Анальникам же в этом плане тяжелее: с логикой они не дружат, и им часто бывает сложно уловить принцип. Поэтому учителю при обучении детей с анальным вектором русскому языку нужно набраться терпения и больше внимания уделять именно разборам: показывать на примерах, несколько раз рассматривать разные случаи, доходчиво объяснять — почему так или иначе. Чтобы никаких вопросов не оставалось. Дети с анальным вектором нуждаются в советчике, в учителе, поэтому для стопроцентного успеха их буквально нужно за руку провести по всем сложным разделам. Объяснить на пальцах.
Вывод
Выходит, что у детей с анальным вектором лучше всего получается то, что связано с грамотностью. Они отлично пишут диктанты (главное, чтобы учитель не диктовал очень быстро и не торопил), сочинения (особенно хороши в этом анально-зрительные и анально-звуковые детки), изложения. Однако слабы там, где требуется применение логики, плохо справляются с необычными олимпиадными заданиями. Вот почему анально-зрительные отличники, которых учитель посылает на олимпиаду, редко занимают призовые места: им сложно сконцентрироваться в новых условиях на новых заданиях. Если вы решили отправить такого ребенка на олимпиаду, нужно заранее разобрать с ним все возможные типовые задания.
Кожники хорошо дружат с пунктуацией, отлично делают разборы, нередко на весьма неплохом уровне справляются с устными ответами, показывают высокие результаты в тестах, а также обгоняют медлительных анальников там, где нужны такие качества, как скорость и гибкое мышление (умение мыслить не по шаблону). Кожники без верхних векторов обычно едва переваливаются с двойки на тройку по русскому языку. Зато кожно-зрительные и кожно-звуковые ребята нередко удивляют отличными результатами на олимпиадах. Соревнования — родная среда детей с кожным вектором. А олимпиады, которые часто требуют не столько знания русского языка, сколько применения логики, как раз и созданы, прежде всего, для таких детей.
Ну и, конечно, золотая середина — это ребенок с анальным, кожным, зрительным и звуковым вектором. Такие (особенно если у них гармонично развиты вектора) чаще всего показывают на уроках русского языка самые высокие результаты. Ведь они обладают для этого всеми необходимыми качествами: усидчивостью, педантичностью, внимательностью (анальный вектор), логическим мышлением, умением выполнять задания быстро (кожный вектор), зрительной памятью, любовью учиться (зрительный вектор), языковым чутьем, хорошо развитой письменной речью (звуковой вектор).
Не нужно превращать обучение детей русскому языку в мучение. Ведь цель образования не в том, чтобы замучить ребенка до смерти, допустим, диктантами. Например, ошибки из-за невнимательности — вовсе не показатель незнания правил русского языка. Знание сильных и слабых сторон учеников позволит учителю рационально распределять задания между учениками на занятии. Например, получившему тройку за диктант кожнику можно дать возможность исправить оценку работой у доски или выполнением задания по карточкам, где нужно просто расставить правильно буквы. Завалившему тест обладателю анального вектора можно дать на дом небольшое сочинение. Вариантов на самом деле много. Было бы желание. Благо готовый инструмент есть — Системно-векторная психология.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Корректор Галина Ржанникова
Ах, почему мои учителя не знали системно-векторную психологию, им бы да и мне жилось намного интереснее. А так сплошные неприятности )))
А если серьезно зная и понимая такие тонкости можно столько дать детям и заинтересованность их возрастает в разы.
Огромное спасибо за статью, я работаю с детьми и всё точь-в-точь так и есть. В основном два типа, Кожные и Анальные, конечно верхние вектора придают разные черты, но в основном эта тенденция двойственная: логическое и аналитическое мышление.
Индивидуальному подходу к образованию – ДА! Ненависть к школе угаснет у детей. Ведь очень многие уходят из её стен с радостью освобождения.
Как доступно все разобрано в статье.. Недавно в магазине у меня произошел разговор с одной покупательницей ,Она попросила продать ей 20 тетрадей в линейку(по русскому”-я спрашиваю зачем так много-впрок”Нет”- я заставляю своего сын по 100 раз слово переписывать,а он все равно не запоминает и ошибки делает. Уж очень он “русский язык не любит”.В разговор вступила молодая мама”а у меня дочка очень любит русский язык-каждую буковку выводит,не буквы- загляденье и ни единой помарки” .Разные детки и подход к ним нужен индивидуальный..В статье все прекрасно изложено.,как ,понимая врожденные свойства ребенка,обучить его русскому языку.
Забавно получается: ошибки совершаю кожные, черкаю, мараю, пунктуация и синтаксис легче грамматики даются, а в целом в школе как анально-зрительная была, и закончила ее с золотой медалью. Но вполне возможно, что это из-за давления ландшафта – мама учитель в той же школе, где я училась.
Сейчас все люди полиморфы, Настя! Именно поэтому возникают вопросы о смене состояний )))
Еще в школе задавала себе вопрос,почему всех детей чешут под одну гребенку,кому то лучше дается русский, или иностранные языки,кому то физика по душе,а кто от алгебры балдеет,у нас лыжник в школе был,так вот он практически не учился,ездил на соревнования постоянно,оценки то ему конечно ставили,но это единичный случай.Важны и нужны многие предметы,но стоит ли всем преподавать тригонометрию. С одним согласна полностью, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход,а без СВП не обойтись.