Каждый творец, будь то художник или писатель, создает произведение всегда через свое мировосприятие, свойства своего психического. Джек Лондон помимо анально-звуковой связки векторов, характерной для писателей, имел еще и уретральный вектор. Именно поэтому его произведения до сих пор любят и читают в России, стране с уникальным уретрально-мышечным менталитетом.
«Могут ли любовь и страсть жить вечно?» — главная тема рассказа «Когда боги смеются» американского писателя Джека Лондона, до сих пор любимого и читаемого в России и совершенно забытого на Родине.
Прошло больше ста лет с момента первой публикации рассказа, но мы по-прежнему отчаянно ищем ответ на этот вопрос.
Все сказки, заставляя душу трепетать, рассказывают о красивом начале отношений, но нет ни одной, которая бы повествовала о том, что было дальше, после счастливого соединения героя и красавицы. Почему самое важное от нас скрыто?
Обыграть богов
Считают, что любовь и страсть вещи не управляемые, они не подчиняются воле и сознанию людей, их приход и уход — это воля богов, счастливая карта, подброшенная ими людям. Но ходом игры люди не управляют, боги в любой момент могут изменить правила, и их в этой игре невозможно обыграть.
Сюжет рассказа повествует о паре влюбленных, которые со дня первой своей встречи твердо решили не дать чувствам угаснуть. Рассуждали они так: «Любовь жаждущая продолжает жить вечно; Любовь утоленная умирает». Даже самые сильные желания, насытившись, начинают ослабевать. Значит любовь, «вечно жаждущая», никогда «не устанет стучаться в сердца и никогда не умрет». Они добровольно отказались от возможности обладать друг другом — от близости, объятий, поцелуев, прикосновений — во имя безудержного стремления сохранить любовь и страсть.
Это не был юношеский порыв. Это было решение сложившихся, зрелых людей, любивших и до этого. Людей темпераментных, которым был чужд аскетизм, в жилах которых бежала кровь, «не разбавленная англосаксонской трезвостью». Они были людьми, «созданными для радостей Любви, но возымевшими некую идею».
Шло время, люди удивлялись, глядя на них, завидовали тому, что их чувство набирало силу с каждым годом. Все, затаив дыхание, ждали, когда их любовь пройдет, но проходило время, а чувства разгорались все ярче и ярче. Никто вокруг не догадывался об их тайне, и казалось, обыграть богов удалось.
Но боги возобновили игру. Однажды утром мужчина и женщина посмотрели друг другу в глаза и поняли, что любовь ушла, и желание умерло: не было больше ни дрожи, ни трепета, ни стука сердец. Любовь и страсть угасли, ни разу не запылав в полную силу.
Кто играет нашими чувствами?
В природе нет необходимости в бесконечном поддержании влечения в паре. Естественное влечение на феромонах создает притяжение примерно на три года — время, достаточное для того, чтобы родился и окреп ребенок.
Любовь как сильное чувственное эмоциональное переживание и сексуальность (желание к соитию не ради репродукции, ограниченное табу) есть только у человека. Ранний человек — это только сознательная форма жизни. Чувственная форма возникает позже, в процессе формирования культуры.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, любовь как чувство — порождение зрительного вектора. Огромная эмоциональная амплитуда, талант создавать эмоциональные связи, глубоко сопереживать, проживать эмоцию другого, как свою, усилив ее многократно, — все это качества развитого зрительного человека.
Однако в природе все разумно, поэтому возможность создать счастливый устойчивый союз задана для каждой пары, созданной на основе естественного влечения.
Любовь вечно жаждущая: может ли желание сохраняться после насыщения
Природная сила влечения (либидо) непреодолима. Остановить ее можно только смертью, то есть переходом к статичному состоянию (мортидо). Наше либидо — это и есть жажда жизни.
Если сильное желание длительно не наполняется, оно начинает сокращать себя. Проявление жизненной силы уходит, возвращая нас к статичному состоянию.
Это и произошло с героями рассказа. Их чувства были их самым сильным желанием, выражением стремления к жизни, развитию, трансформации. Так и не реализовав себя, желание сократилось в ноль. Очень скоро он внезапно умер, а она ушла в монастырь.
Однако они были правы в том, что за голодом всегда идет насыщение и отвращение. Удовлетворенные чувства слабеют, наполненные желания пропадают.
Желание — это процесс, динамика. Когда мы насыщаем желание, мы счастливы. Но в следующий момент счастье уже не ощущается. Через время возникнет новый импульс желания, так же, как вновь и вновь возникает чувство голода. Но часто, привыкнув к постоянному наполнению, мы этот импульс пропускаем, наполняем его не в полную силу отдачи, и желание постепенно начинает сокращаться.
И любовь, и страсть являются формами отдачи. Если и он, и она сконцентрированы друг на друге и оба желают отдавать, то чувства и влечение в паре могут жить вечно. Они будут реализовываться и возникать с новой возросшей силой, снова реализовываться, и снова возникать в еще большем объеме. Состояние вечной жажды, к которому так стремились герои, это состояние нам заданное. Заданное, но не обеспеченное. Сможем ли мы обеспечить то, что нам задано, зависит только от нас.
Узнать все о природе чувств и желаний можно на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Автор Анна Дрига
Корректор Ирина Щербакова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Так интересно раскрыта Суть рассказа Джека Лондона с точки зрения СВП!
Спасибо, Анна!
Ох, уж эти боги! Кого-то, кто дал обет безбрачия, искушают телесной любовью. А кого-то, свободного от этого закона, искушают отказом от сексуальной жизни. И в конце – смеются над неумением человека достойно сыграть. Статья заставила задуматься -в чем причина неудачного продолжения игры? В неразвитом чувствовании собственных желаний? В неумении признаться самому себе, услышать те звоночки, которые скажут, что что-то идет не так?