Большинство мам заботится о детях, стараясь дать лучшее, не считаясь со своими желаниями и временем. И понимание, что с ребенком что-то не то происходит, появляется после первых жалоб от других детей, их родителей или же воспитателей в детском саду и школьных учителей.
Сначала не верится, что это может быть ее ребенок. Хочется разобраться, защитить его. Со временем отклонения в поведении ребенка становятся очевидными и для мамы.
Попытки исправить поведение ребенка лишь усугубляют проблему. Реакция на воспитательные меры может быть разной. Ребенок упрямо стоит на том, что он прав и ничего не делал плохого, что другие виноваты. Или он обещает исправиться, не поступать плохо и продолжает вести себя по-прежнему. Или может улыбаться в ответ и делать так, как считает нужным.
То, что называют отклонениями в поведении, связано с нарушением норм общественного порядка. Ребенок не подчиняется порядку, не слушается старших, обижает других детей, дерется, отбирает чужие вещи. Может материться, проявляет жестокость по отношению к слабым, к животным. Несмотря на разнообразие проявлений, это свидетельствует только об одном — потере ребенком чувства защищенности и безопасности.
На чем основывается развитие ребенка
Два фактора успешного развития ребенка:
- ощущение защищенности и безопасности;
- воспитание с учетом психических особенностей.
Ребенок рождается абсолютно беспомощным. Он полностью зависим от мамы физически и психически. Есть, пить, спать обеспечивается по мере его потребностей. Вместе с телом растет и его психика, которая уже задана ребенку от рождения. До трех лет развитие психики целиком зависит от состояния мамы, у ребенка еще ничего своего нет. Он, как лакмусовая бумага, реагирует на изменение внешней среды, то есть на состояние мамы. Спокойна мама — спокоен малыш.
Это базовое ощущение защищенности и безопасности ребенок бессознательно считывает с мамы. А мама, в свою очередь, получает его от мужа, ведь она не всегда может обеспечивать себя и ребенка.
С трех до шести лет ребенку предстоит научиться находить свое место в коллективе. Он получает первый опыт взаимодействия с незнакомыми людьми. Зависимость от состояния мамы по-прежнему высока.
С шести лет до окончания пубертата ребенок постигает культуру поведения, принятую в обществе. Зависимость от состояния мамы ослабевает, но еще существует.
На каждом из этих отрезков ребенок будет преодолевать трудности, приспосабливаться к жизни среди других людей.
И для успешного прохождения этого пути для него важно ощущать свою защищенность и безопасность. Физическую и психологическую. Снижение или отсутствие этого базового чувства и является одной из причин проблемы социализации и отклонений в поведении ребенка.
Каждый ребенок уникален — расхожая истина. И уникальность заключена в его психике. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана определяет восемь врожденных особенностей психики, задающих направление развития ребенка. Они же определяют характерные отклонения в поведении ребенка при нарушении развития.
Дерется, проявляет жестокость
Наиболее частая жалоба на ребенка — дерется, обижает других детей. Могут быть жалобы на жестокость, плохое обращение с животными. Конечно, мама в недоумении: ведь дома, как правило, никто такому не учит.
Этому не учат, но нарушена среда для правильного развития. Либо ребенок не чувствует себя в безопасности, либо воспитывают его не так, как требует его психика. Ребенок, проявляющий агрессию, относится, как ни странно это звучит, к самым послушным детям. При правильном воспитании он исполнительный, аккуратный, усидчивый. Что же должно произойти, чтобы он кардинально изменился не в лучшую сторону?
Мама в понимании такого ребенка — святая. Ради нее он готов на все и того же ждет и от нее. Но мама может быть в плохих состояниях. Например, не ладятся отношения с мужем, вынуждена решать задачи, которые ей не под силу. И она сбрасывает свое плохое настроение на ребенка, не замечает его стараний, незаслуженно ругает, не дает закончить ему дело до конца, выговориться, уделяет больше внимания другим детям. У ребенка появляется обида. Нарушается внутреннее равновесие, его представление о справедливости. Для того чтобы выровнять свое состояние, он стремится отомстить, сделать назло. Появляется упрямство. Может проявиться жестокость, желание причинить боль слабым, например, выдергивать лапки у насекомых, издеваться над животными.
Как исправить ситуацию? Восстановить справедливость. Попросить прощения у ребенка за какие-то свои промахи — это очень ценно для такого ребенка, обида сразу проходит. Давать достаточно времени для того, чтобы он мог качественно сделать свои дела, не торопить его, не прерывать, когда вам хочется. Внимательно слушать его, не перебивать, ни в коем случае не сравнивать с другими детьми — он рожден не для соревнования, для него важно быть лучшим, а не первым. Не ждать от него проявления инициативы, а грамотно направлять его действия, давая четкие указания. Заслуженно хвалить за приложенные старания. Такие несложные действия восстановят утраченное чувство защищенности и безопасности, и вскоре жалобы на него прекратятся.
Неусидчивый, невнимательный, ворует
Ребенок, на которого поступают такие жалобы, с младенчества проявлял свой живой характер. Все ему надо, везде он лезет, за ним глаз да глаз нужен. И как мама ни пытается справиться с ним, заставить, научить, выработать необходимые качества, проку нет.
Первые звоночки, как правило, начинаются в детском саду. За ним не уследить, не слушается. А однажды мама может обнаружить, что в доме появились чужие игрушки. Ребенок на ходу выдумывает, что ему отдали, но позже выяснится, что берет без спросу чужое и прячет.
И тогда впервые сама собой поднимается рука на ребенка. Скорее от отчаяния, от страха перед будущим, от своей беспомощности. Только это не помогает изменить ребенка, он становится и вовсе неуправляемым, будто снова и снова напрашивается на шлепки, и успокаивается только на время. Как же исправить такое поведение?
Психика этого ребенка гибкая, адаптивная. И первые чужие игрушки, появление которых родители расценивают как воровство, — проявление его врожденного таланта добывать, своеобразный охотничий инстинкт, когда он тянет все для себя.
Разумные ограничения у любого ребенка будут создавать чувство безопасности и защищенности. У подвижного, адаптивного ребенка важно воспитать умение контролировать время, соблюдать распорядок дня. Не следует ожидать и требовать от него усидчивости, терпения. Переключение внимания на другое занятие при первых признаках утомления — лучший вариант. Можно добавить элементы соревнования, ведь он любит быть первым. Похвала — не для него. Польза и выгода — этот язык он понимает. Поэтому ему всегда надо логически показывать последствия тех или иных поступков.
Как правило, кожа такого ребенка нежная, чувствительная, поэтому для него важны объятия, массажи, которые успокаивают его. И ни в коем случае нельзя применять физическое наказание. Такие действия вызывают остановку его психосексуального развития. Более того, из-за хорошей адаптивности он и от боли научится получать наслаждение, что сформирует сценарий на неудачу.
Отдельно следует отметить влияние на неокрепшую психику ребенка употребление матерных слов при нем. Мало кто из взрослых задумывается, какие смыслы стоят за крепкими выражениями, какое влияние оказывают на любого человека и насколько это пагубно для ребенка.
Весь мат — об отношениях мужчины и женщины. Негласный запрет на его употребление в обществе неспроста. Слова эти срывают культурный запрет на случайный секс, то, что нарабатывалось людьми тысячелетиями, чтобы сохранить род. Ребенок под действием мата останавливается в развитии, более того, может появиться неконтролируемая агрессия по отношению к людям.
Что делать?
Вряд ли какая мама хочет сознательно зла своему ребенку. В меру своих знаний и возможностей она стремится вырастить из него человека, способного жить среди других людей и брать ответственность за свою жизнь. Не всегда обстоятельства складываются благоприятно, и особенно тяжело, когда человек остается один на один со своей проблемой.
Тяжело, когда не понимают окружающие и нет поддержки от близких. Тогда мама чувствует свою беспомощность перед проблемами, справиться с которыми не хватает сил, опыта, знаний. Появляется раздражительность, все чаще повышается голос, рука сама бьет ребенка помимо воли. У ребенка зарождается страх перед мамой, а значит, перед миром. В нем просыпается маленький зверь, который хочет выжить во что бы то ни стало.
Выйти из этого замкнутого круга, изменить свою жизнь и жизнь ребенка можно. Психологический ликбез, который можно пройти на бесплатных онлайн-лекциях «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, поможет и маме, и ребенку. Мама сумеет облегчить свое состояние, вернуть себе радость жизни, понять ребенка, увидеть его потенциал и помочь ему развить его природные таланты, транслируя чувство защищенности и безопасности. Тогда поведение его примет социально приемлемый характер.
После прохождения тренинга, сына как будто “отпустило”, он успокоился и перестал воровать в магазинах. Вот прошло уже 2 года, результат устойчивый, я спокойна с ним в магазине, забыла как страшный сон
Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7, поначалу мучила паническая мысль “как страшно все и запущено…я же не успею исправить ЭТО до пубертата… Ребята, ЮРИЙ — УСПЕЛА!!! УЖЕ успела (занимаюсь с декабря прошлого года).
Трудные сомнительные решения стали приниматься на “раз”. Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка…Камень свалился не передать какой…а до СВП при тех состояниях — хоть в окно…НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!
Всем с детками, с любыми — сюда!
Светлана П. До тренинга. Сдерживать себя в негативе становилось все труднее, начала обижать сына. Сын, идеальный ранее, с которым было проще некуда, вдруг стал себя вести отвратительно, ничего не хотел, кроме как орать, драться, провоцировать. Разучился читать, считать и др., что умел.
После тренинга. Сынок, кстати, ему сейчас 3,8 очень изменился. И в развитии, и в поведении адекватен, а если вдруг что не так, я точно знаю, как исправить. Настолько ясно видятся причины проблем и неудовлетворенностей, сразу приходит понимание что нужно сделать, изменить.
Автор Набия Шаталова
Редактор Марина Алексеева
Корректор Татьяна Орлова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»