Казалось бы, сегодня невозможно остаться на обочине жизни — вокруг все пестрит предложениями развиваться, обучаться, расти, действовать. На наших глазах рождаются новые профессии и специальности. Многие компании дают возможность начать карьеру даже новичкам, не имеющим ни опыта, ни знаний. Море предложений и шансов реализовать себя — стоит только сделать встречное движение.
Но почему же так много людей все-таки остаются нереализованными в жизни, с ощущением, что находятся не на своем месте? Что им мешает органично влиться в этот стремительно развивающийся мир?
Заложники стереотипов
Очень часто людям навязана определенная модель реализации. «Надо много зарабатывать! Иди учись на юриста (стоматолога, финансиста и т. д.)!» — говорят родители подросткам, определяющимся с будущей профессией.
Их можно понять. Ведь любой желает своему чаду лучшей судьбы. Но, закладывая ребенку убеждение, что другие профессии не стоят его внимания только из-за меньшего заработка, мы наносим урон его психике. Безусловно, деньги играют значительную роль в современных реалиях, но, делая из них культ, мы лишаем себя радости от занятия любимым делом.
Наглядный случай из жизни. Семилетняя девочка радостно делится с семьей главной новостью — сегодня она решила стать поваром-кондитером! Ей так хочется научиться вкусно готовить и угощать своими кулинарными шедеврами всех-всех-всех. «Я вас так вкусно буду кормить, пальчики оближете!» — восторженно проявляет заботу девочка и ждет, когда же ее за это похвалят. Желая сделать приятное близким, окружить заботой и накормить, маленькая обладательница анально-зрительной связки векторов нуждается в положительной оценке своих намерений.
Но кто-то из близких, скажем, в силу стремления к выгоде и материальному достатку, свойственной человеку с кожным вектором, рубит мечту ребенка на корню словами: «Фу! Поваром?! Это же прошлый век! Будешь толстая от постоянной работы на кухне. Не перспективно!» И прибавит еще что-нибудь о том, что надо искать профессию с большими доходами, желательно престижную.
Это настоящий удар сразу по двум векторам ребенка — не признали, не похвалили (анальный вектор) и напугали потерей красоты (зрительный вектор). А если еще и из всех средств массмедиа она постоянно слышит, что успех и деньги у медийных лиц, то волей-неволей у ребенка складывается другая картина реализации, противоречащая ее собственной природе. И вот уже девочка просит записать ее в музыкальную школу на вокал или в театральную студию. Ей срочно надо стать звездой. Даже если она не умеет петь и стесняется выступать на публике, стремление девочки стать знаменитой и богатой происходит от желания получить похвалу и одобрение — таких важных составляющих для ее анального вектора. Но похвалы она может не дождаться, потому что пошла не своей дорогой и занимается не своим делом.
Так ломаются судьбы наших детей. С легкой руки родителей, бабушек, дедушек и прочего окружения.
Важно не высмеивать желания ребенка. А если это произошло с нами, и мы уже взрослые, нереализованные, апатичные тети и дяди, необходимо осознать, что ущерб нашей психике был нанесен не со зла, а в силу непонимания нашей природы. Родители желали добра и добросовестно «причиняли» его нам так, как умели.
В этом может быть причина нереализованности людей с анальным вектором — стыдно делать то, что не приносит прибыли. Ждешь похвалы за свою работу, но, находясь не на своем месте, делать ее не можешь, так как она ненавистна. Ведь эти люди по природе не лидеры и не карьеристы. Их сила в качестве и ответственном отношении к делу. Неторопливо и обстоятельно они используют в работе свои золотые руки и феноменальную память. Получая признание своих трудов и уважение, люди с анальным вектором ощущают себя на своем месте. Только так они способны реализоваться.
Мнительность
Трудно поверить, но в современном мире с развитой наукой и технологиями находятся люди, которые до сих пор верят в карму, судьбу, родовое предназначение, проклятья, гороскопы и гадалок. Это внушаемые и гипнабельные обладатели зрительного вектора. Имея огромный эмоциональный потенциал, но недостаточно применяя его по назначению, зрительники могут погружаться в страхи, тревожные состояния и быть мнительными. Им достаточно сказать, что для реализации необходимо носить при себе амулет или камень силы, чтобы они успокоились и, не прилагая усилий, ожидали судьбоносного момента.
Все свои неудачи и промахи, а также негативные черты характера зрительники легко списывают на принадлежность к знаку зодиака или фазе Луны. Так могут пройти годы и даже пролететь целая жизнь. В ожиданиях, аффирмациях, молитвах и прочих зазываниях удачи. Но так это не работает. Необходимо намерение действовать, а не желание перекладывать ответственность за свою жизнь на высшие силы, потустороннее и шарлатанов, выдающих себя за ясновидящих.
Зрительные люди — очень творческие, впечатлительные, эмоциональные и сострадательные. Чтобы жить без страхов, тревог и мнительности, важно реализовать свои свойства — выбрать профессию, связанную с общением. Из них получаются самые отзывчивые врачи, социальные работники, деятели искусств и воспитатели.
Нет смысла
«Какой смысл что-то делать и к чему-то стремиться, если мы все равно умрем? Зачем я буду работать абы где и абы как, если это не приближает меня к познанию истины?» Так рассуждает человек со звуковым вектором. Ему сложнее всего вписаться в общество потребления и реализовать себя. Ведь желания в звуковом векторе нематериальны, а эгоцентризм отталкивает от людей и загоняет во внутренний космос своих мыслей. Звуковик может метаться всю жизнь в поиске смысла. И будет замечательно, если он соединит свой поиск с профессией.
Но бывает так, что ему не посчастливилось попасть в среду науки, музыки, творчества, психоанализа или программирования, где нужны способности и желания звукового вектора. Тогда происходит настоящий коллапс в его жизни.
Звуковик не может работать там, где не видит смысла своей деятельности. Поэтому часто игнорирует вакансии и предложения, сулящие ему лишь материальную прибыль. Возникает ситуация, когда человек отвергает все, что ему советуют, и выглядит в глазах окружающих как минимум сумасшедшим. «Если ты такой умный, почему живешь как дурак?» — спрашивают близкие. Но человек со звуковым вектором порой и сам не знает, почему ему так невыносимо жить и трудно найти себя.
Незнание себя
Некоторые люди на вопрос о том, чего они хотят от жизни, отвечают растерянно: «Не знаю…» Такой уровень непонимания себя возникает у людей, если их свойства до пубертата не были развиты родителями, в школе, в кружках. Они дрейфуют по жизни неприкаянно и уныло. Кто-то тонет в алкоголе и праздности. Ленится что-то начинать, не имеет необходимых навыков, ограничен в понимании многих вещей. И это на самом деле страшно. Упущенное в детстве развитие лишает человека реализации. Возникает ощущение бесцельного существования, раздражение на тех, кто успешнее. И это происходит независимо от набора векторов.
Бывает, родители заботятся лишь о физической жизни ребенка — хотят накормить, одеть, сохранить жизнь. По аналогии с животными. Но именно психика делает нас человеком и нуждается в развитии не меньше тела. Дать это развитие — одна из главных задач в воспитании детей.
А что же делать, если человек уже вырос и не развил свои свойства в пубертате? Во-первых, не отчаиваться! Какой-то диапазон навыков все-таки присутствует у каждого из нас.
У каждого вектора существует четыре стадии развития, особенности которых раскрываются на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Например, кожный вектор развивается от выгоды для себя (торговец, мелкий бизнес) до пользы для общества (инженер, законодатель). Можно объективно оценить свои возможности и сделать упор на свои сильные стороны. В любом диапазоне развития можно и нужно найти свою реализацию, которая подарит настоящее счастье жить.
Золотой билет в жизнь
Все мы родом из детства. И наша реализация наполовину зависит от воспитания и окружения. Кому-то больше повезло с понимающими и ответственными родителями, кому-то меньше. Но это не повод расстраиваться. На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» раскрываются наши свойства и таланты, приходит понимание, куда двигаться и чем заниматься, чтобы почувствовать вкус к своей работе и к самой жизни. Осознание заданных свойств приводит к естественному стремлению туда, где применение наших талантов наиболее перспективно. Без ложных убеждений и желания казаться лучше.
Вот некоторые отзывы людей, которые смогли найти себя благодаря тренингу:
Лилия Х., студентка музыкального училища, нашла свою реализацию после осознания собственного высокомерия и ложных убеждений.
…Тренинг помог разобраться в себе. Исчезла потребность “казаться” кем-то другим, кем ты не являешься, стало комфортно быть собой. Стало интересно быть собой. Появилось желание учиться и развиваться, впитывать в себя только лучшее… больше читать, смотреть хорошее кино и многое другое… Подолгу я смотрела фотогалереи и портфолио известных зарубежных фотографов, и постепенно во мне зрело желание — попробовать самой. Тогда я заработала на свою первую камеру и начала снимать… И сейчас неправильно будет сказать, что я люблю свою работу — я дышу ей…!
Автор Олеся Культикова
Редактор Марина Алексеева
Корректор Евгения Лицкая
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»