Родственники зовут к обеду. Расписывают, насколько удались котлетки. От каждой реплики о еде кажется, что по психике провели наждачной бумагой — приземленные разговоры стирают с воспринимаемой реальности смысл. Неужели мы живем только для того, чтобы поесть и размножиться? Почему интересы окружающих настолько мелочны и ничтожны?
Ненавижу людей, но и спрятаться от них некуда. Что делать?
Когда ненавидишь врага, который лишил денег, семьи, здоровья, причина негативного состояния объяснима. А если неприязнь вызывают все, включая близких родственников? Любой разговор с людьми откликается внутри раздражением и желанием уединиться. В голове едва остается место на вопрос: почему же я так ненавижу людей, которые не сделали мне ничего плохого?
Рассмотрим вопрос с помощью материалов тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Хочу и не получаю
Ненависть иррациональна и не зависит от внешних условий. Дело во внутреннем состоянии. Человек рождается с потребностью получать и наслаждаться, поэтому, когда желания исполняются, радует любая мелочь. А если от фрустраций на душе темно, как на дне илистого пруда, даже объективно благоприятные условия не принесут удовлетворения. Пачка свеженапечатанных денег в личном кошельке — просто охапка листвы для ученого-бессребреника, тщетно мечтающего изобрести вечный двигатель.
Чтобы избавиться от ненависти, нужно получить желаемое. Сказать проще, чем сделать, а в случае с представителем звукового вектора задача усложняется.
Он сам не знает, что хочет. Обычно человеку недостает для счастья чего-то конкретного — иномарки последней модели, первого места в семейном конкурсе «Мама, папа, я», гранта на научное исследование. Так устроена психика представителей всех векторов, кроме звукового. Его особенность в том, что у него нет желаний из сферы материального. Поэтому человек со звуковым вектором часто подвержен плохим состояниям, даже если внешне все хорошо. Приступы мизантропии охватывают без видимого повода. Как цепной пес глухо подвывает на луну, так и его желания невнятно отражаются в душе тоскливыми вопросами: зачем я здесь? почему вокруг меня эти люди? какой в этом смысл?
В таких состояниях звуковик точно понимает, чего он не хочет — например, делить планету с людьми. Чем больше вокруг такого мизантропа суматохи, тем сильнее его тянет подальше от общества. Предел его мечтаний — индийский ашрам или безмолвие Тибета.
Почему человек начинает ненавидеть людей?
Психика звуковика как капризная принцесса. Требует «то, не знаю что». Это нечто — смысл жизни. Абстрактное желание не всегда осознается, но если звуковик прислушается к себе, то поймет, что в основе его поступков — желание к познанию себя. Вот почему книжные шкафы звуковика забиты фантастикой и эзотерикой, а вечера он проводит в позе лотоса и мечтает о нирване.
Звуковиков бросает в крайности — от религиозного фанатизма до наркомании. В молитвенном ли пылу, психотропном ли мороке они пытаются заглянуть за кулисы театра, который называется Жизнь. Иногда обходятся без странностей, живут по формуле «дом — работа — дом», и их метафизические размышления выражаются только в постоянной внутренней неудовлетворенности, которая фоном гложет душу. Но нередко поиск смысла сопровождается депрессией, приводит к мыслям о суициде или вопросу: почему я так ненавижу людей?
Почему ненавидеть людей получается легче, чем не ненавидеть?
Поводов для того, чтобы звуковику любить окружающих, тем меньше, чем сильнее они мешают ему сосредоточиться. Тишина идеально подходит для размышлений, но люди так и норовят ее нарушить. Окружающие воспринимаются звуковиком как помеха, потому что его ухо обладает повышенной чувствительностью. Концентрации мысли может помешать шуршание книжных страниц, что уж говорить о гуле машинных двигателей или шумных беседах.
Громкие разговоры — часть беды. Психика звуковика нацелена на вылавливание смыслов, из-за этого ему больно воспринимать беседы о пустяках, то есть бессмысленные разговоры. Звуковик начинает ненавидеть людей, когда они, не переставая, говорят о еде, одежде, отдыхе на море, ценах на недвижимость и марках машин.
Как перестать ненавидеть людей
Звуковик уверен, что, отгородившись от людей, он в нужной степени сконцентрируется и получит ответы на метафизические вопросы. Ночью не ложится спать, чтобы слушать тишину и размышлять, а днем помогает музыка — любит ходить по улице в наушниках. Иногда для анестезии от бессмысленности включает рок потяжелее — он заглушает тупиковые вопросы.
Но такое обезболивание действует только короткое время. В одиночестве человек со звуковым вектором, ненавидящий людей, смысл не найдет. А значит, и от неприязни не избавится. Как только человек, который ненавидит людей и мечтает от них избавиться, оказывается в одиночестве, он начинает страдать еще сильнее.
Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» показывает, почему ненависть усугубляется, когда человек ограничивает контакты. Казалось бы, у него должно появиться больше возможностей, чтобы сосредоточиться на рассуждениях о возвышенном.
Дело в том, что в одиночестве человек способен только замкнуться на собственных состояниях. Это не поможет раскрыть глобальный замысел, который общий на всех. Он объединяет все коллективное бессознательное человечества. Разум человека имеет слишком маленький объем, чтобы родить смысл, охватывающий все мироздание.
Искать смысл жизни, запершись в монашеской келье, — это как пытаться сложить картину из одного пазла. Недостающие для целостной картины мира пазлы можно найти в других людях. Наблюдая, как устроена психика, человек способен на отличиях все отчетливее воспринимать механизм работы коллективного бессознательного, познавать свое место в мире.
Раскрыть устройство общего психического — уникальная задача, решить которую под силу только звуковикам. Реализуя то, ради чего он появился на свет, человек со звуковым вектором осмысливает свою жизнь. Его главное желание наполняется, и места для неприязни не остается. Это получилось у тысяч людей. Вот какой путь они прошли, прежде чем поняли, что этой мысли — я ненавижу людей — больше у них не возникает:
…Если раньше я ненавидел весь мир, ну или хотя бы отдельные ситуации или отдельных людей, то сейчас я наладил с этим «ненавистным» миром связь и, сказать по правде, эта связь теперь положительная. Мне хочется общаться с людьми, выходить на улицу, тратить деньги, целовать свою семью и проводить с ней время. Всего этого мне не хотелось абсолютно. Сидел слушал музыку днями, месяцами; естественно, считал себя знатоком, в моем случае это была электронная музыка; играл в варкрафт и вов (геймеры поймут) и потратил на это около 5 лет…
…Последние несколько лет до знакомства с СВП моей едва ли не самой любимой фразой была «я ненавижу людей, и лишь для нескольких человек делаю исключение». И желание пострелять из автомата возникало неоднократно, а еще лучше — из пушки!!! К счастью, у меня нет ни того, ни другого)…
Когда человек со звуковым вектором умеет видеть психику другого человека как свою, общение приобретает для него иной вкус. Разговоры уже не сводятся к банальному обмену информацией. Звуковик начинает видеть то, что скрыто — внутренние мотивы поступков и мыслей людей. Такое наблюдение, с помощью системно-векторной психологии, наполняет потребности его абстрактного интеллекта, вызывает огромное желание жить среди других людей.
Автор Светлана Рычина
Корректор Мария Климнюк
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»