Проблема отцов и детей существовала всегда. Об этом было много написано и сказано еще в эпоху писателей-классиков. Однако то, как эта проблема встала в наши дни, заставляет задуматься, что те решения, которые когда-то помогали нашим родителям и дедам, сейчас уже не работают.
Действительно, еще каких-то 20-25 лет назад бабушки легко справлялись с воспитанием своих внуков. Вся социализация проходила в обществе таких же сверстников в детском саду, школе, на улице или дома. И все опасности, которые их подстерегали, были связаны именно с улицей, школой и тем общением, которое там было. Бабушка была рядом, следила, чтобы ничего плохого не произошло. И по необходимости вмешивалась, проводила воспитательные беседы. Все дети были на виду. Было известно, кто с кем дружит и чего ожидать. Дети приводили друзей домой. То есть ребенок по большей части рос под контролем взрослых.
И вдруг все стало меняться. В когда-то размеренную и понятную жизнь ворвался мир информационных технологий. В большинстве своем люди старшего поколения даже не сразу поняли всю серьезность произошедшего. Поведение детей нового поколения, рожденных, когда вовсю начал господствовать Интернет, стало очень сильно отличаться от детей прошлых поколений.
И если раньше ребенка было не загнать с улицы, то теперь, наоборот, стало не выгнать на улицу погулять. Дети стали буквально «рождаться с айфонами в руках», и их стали называть «детьми цифрового поколения». Те игрушки, которыми играли в их возрасте мамы и папы и даже старшие братья и сестры, этим детям уже не интересны. А в подаренной бабушкой игрушке они уже ищут USB-порт, чем приводят ее в шок. Не удивительно, что для бабушек они больше похожи на инопланетян с их инопланетным языком и увлечениями. Что же это за дети такие?
Им интернет — «мать родная»
Все дело в том, что психика современных детей сделала огромный эволюционный скачок и разительно отличается от психики их родителей и уж тем более бабушек и дедушек. Несмотря на то, что различие в психике существовало всегда и каждое новое поколение рождалось с немного большим потенциалом для развития, чем прежнее, сейчас увеличение психического происходит в разы быстрее.
Сегодня у детей есть интернет, и он стал все больше занимать внимание детей. Общение переходит в виртуальное пространство посредством социальных сетей, различных программ-мессенджеров и сетевых игр. Дети стали меньше встречаться в реальности, ходить к друзьям в гости или на улицу. Вначале родители тревогу не били, воспринимая это как развлечение и не более. Да и ребенок вроде дома под присмотром сидит, чем-то занят. Можно одного оставить и не бояться, что хулиганы пристанут или потеряется.
Однако вскоре стали проявляться первые проблемы такого ухода в дополнительную реальность. Родители стали замечать, что перестали быть авторитетом для своих детей. Зачем спрашивать что-то у мамы или папы? Ведь всю информацию можно найти в интернете. Общение с бабушками и подавно ушло на задний план. Стало заметно, что дети порой лучше разбираются в устройстве телефона, чем в отношениях между людьми.
Взрослые поняли, что интернет, оказывается, гораздо опасней, чем улицы их детства. В виртуальном пространстве содержится много противоречивой и опасной для детской психики информации в неограниченном доступе. В особую группу попадают дети со зрительным и звуковым векторами. Интернет, информация — это их стихия, они устремлены к ней от природы, поэтому они первыми попадают под воздействие вредной информации.
В чем опасность неконтролируемой виртуальной реальности
Дети со зрительным вектором, обладающие огромной эмоциональной амплитудой, — наиболее впечатлительные. Их тонкая чувствительная психика тянется ко всему красивому, необычному, загадочному. Также они очень легко поддаются разного рода внушениям, основанным на ярких и эмоциональных образах, их легко напугать, внушить разнообразные страхи. Что касается интернета, то сегодня он наполняется всем этим с удивительной скоростью, и уследить за всем, что смотрит ребенок, бывает просто невозможно.
Еще более серьезный риск пропасть в бездне виртуальной реальности возникает у детей со звуковым вектором. Абстрактный интеллект такого ребенка уже с малых лет решает сложные задачки. Такой ребенок с шести лет может задаваться недетскими вопросами: «Кто я?», «Куда мы попадем после смерти?», «Зачем мы здесь живем?» и многими другими метафизическими вопросами. А интернет, кажется, дает ему возможность найти ответы на все свои вопросы. Только все ли они верные?
Раньше такие дети занимались в музыкальных школах, в интеллектуальных научных кружках, увлекались философией. Сейчас для их интенсивно развивающейся психики этого объема уже не достаточно. Их экзистенциальный поиск вышел за эти рамки, и они не знают, где приложить свои способности. А родители не всегда могут ответить на их вопросы и разводят руками, не понимая, чего еще не хватает их чаду, ведь все же есть.
Опасность получения некачественной информации из интернета еще больше повышается тем, что мышление в сегодняшнем мире становится клиповым. В связи с этим теряется сосредоточенность, что приводит к недостаточным умственным усилиям осмыслить все от А до Я. Информация подается готовой — клипом. Только проглоти, не задумываясь. А это опасно при отсутствии критического мышления, которое в таком возрасте еще не сформировано. И вот в этом пространстве наши дети оказываются незащищенными. Теми, от кого они в первую очередь должны получать защиту и безопасность — родителями.
Вот где стал виден тот разрыв между старым и новым поколениями. Пока дети осваивали новую реальность, взрослые, и особенно старшее поколение бабушек и дедушек, сопротивлялись знакомству с новыми технологиями, считая, что им это не нужно. А когда замаячила опасность, то стали действовать по старинке — через череду запретов, считая, что все беды от компьютера. Поэтому стали отключать интернет на телефоне, не разрешали сидеть за компьютером больше часа в день и совершали много разных других совершенно бессмысленных действий, приводящих к еще большему обострению конфликта с детьми.
Безусловно, их можно понять. Они переживают — страшно за детей. Но это не выход из сложившейся ситуации. Как бы мы ни хотели вырвать ребенка из этой дополнительной реальности, ничего не получится. Невозможно повернуть время вспять и остановить развитие, да и не надо этого делать. Где же тогда выход? Как спасти ребенка от негатива в интернете и не потерять с ним связь? Выход есть — войти в эту реальность самим.
Если дети не идут к нам, то мы придем к ним
В том, что старшее поколение теряет связь с детьми, никто не виноват, как и в том, что у дедушек и бабушек не было интернета и всех современных возможностей. Но осознавая это, можно сейчас догнать современное поколение, научиться пользоваться новыми технологиями и прийти к детям туда — в интернет.
Потому что если близкие взрослые не придут к детям, то к ним туда придут взрослые с больной психикой. И они уже приходят, вьются вокруг детей, пытаясь получить свою пользу-выгоду, реализуя свои больные желания. Приходят и вкладывают детям неверные ориентиры, разрушая их детскую и подростковую неокрепшую психику, меняя представления об истории, культуре, морали на ложные установки, используя повсеместно в интернет-пространстве матерную и туалетную лексику, ложь, откровенную пошлость и злорадство.
И оставить наших детей с ними один на один мы не можем. Не имеем права. Ведь у нового поколения детей еще не сформированы жизненные принципы и не выстроены ориентиры. Для них этот временной скачок в психике тоже имеет свои последствия. То, что было у нас, для них уже устарело, а нового мы для них не успели создать. Поэтому крайне необходимо успеть сформировать для них естественную прививку против вредоносной информации.
А такая прививка формируется через воспитание чувств, которое начинается с раннего возраста. Через приучение делать добро и получать от этого удовольствие, через чтение хорошей классической литературы, через фильмы на сострадание, через театр и хорошую музыку. Получая такое воспитание, дети сами будут отсекать все плохое, что приходит извне, будут учиться фильтровать информацию и ориентироваться в этом ее океане, в котором они пока барахтаются как щенки, хватая все подряд.
Начинать воспитывать чувства у детей нужно как можно раньше. Чем больше мы успеем вложить в них хорошего и доброго, тем легче им будет противостоять негативному влиянию интернета. Пока дети не перешли пубертатный возраст, они еще готовы идти на контакт. И именно в это время можно успеть выстроить доверительные отношения, выучить их инопланетный язык, чтобы они впустили нас в свой новый мир. А для этого нам необходимо выстраивать с ними эмоциональную связь на новом уровне — на уровне дополнительной реальности.
И при необходимости научиться общаться в соцсетях, мессенджерах — быть там с ними. Потому что пока мы тут снаружи, мы не знаем, чем заняты наши дети, какие у них желания и мечты, какие запросы. Мы не знаем их друзей. И в итоге, пока мы с вилами в руках воюем с этой дополнительной реальностью, в которой живут наши дети большую часть времени, они все больше от нас отдаляются и уходят к тем, кто с ними «на одной волне».
Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» говорит о том, что современные дети, которых называют поколением Z, действительно имеют огромный объем желаний, но одновременно с этим у них есть возможность реализовать эти желания.
Главное — не мешать их развитию в соответствии с их природными способностями, дать ощущение защиты и безопасности и развить их чувства.
Однако сделать это без знания врожденных особенностей психики ребенка невозможно. И для этого у нас есть современный метод, который дает огромные положительные результаты по воспитанию нового поколения детей. И количество отзывов и результатов родителей и педагогов, прошедших тренинг, говорит само за себя. Вот один из них:
Автор: Наталья Доблер, семейный психолог
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»