«Smart is the new sexy» («Ум — новая сексуальность») — вот уже несколько лет твердят нам с экранов телевизоров и страниц книг. На смену героям нулевых от нашего Данилы Бодрова до их гладиатора Рассела Кроу — смелым, честным, умеющим постоять за себя и близких с помощью меча или самодельного пистолета, пришли они — все также умеющие драться (в современном киномире без этого никуда), но сменившие главное оружие на способность думать и просчитывать, и в довесок к этому умению — ощущающие разочарование в этом мире.
Шерлок из одноименного сериала BBC в плане соответствия новым стандартам затмил своих предшественников. Но он все же уступает в мрачности и скептицизме одному герою — детективу Расту Коулу. Настоящему детективу, прошу заметить. И дело не только в названии фильма.
Раст Коул живет в квартире с белыми стенами практически без мебели, медитирует перед маленьким зеркальцем, страдает бессонницей и галлюцинациями после употребления наркотиков, знает Ницше и лопатит на досуге учебники по криминалистике, не верит в Бога и человечество. И еще: он и правда настоящий детектив. Такой, каким может быть только обладатель звукового вектора, одержимый идеей в своей профессии.
Интересно посмотреть фильм «Настоящий детектив» через призму знаний, полученных на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Со мной бывает трудно жить. Временами, не специально, но могу причинить боль. Иногда думаю, что я вообще опасен для людей. Опасно им находиться со мной рядом. Я их изматываю и делаю несчастными.
В городе, на Юге США, в болотах штата Луизиана («этот город — как чье-то медленно стирающееся воспоминание») происходит убийство девушки. Рядовое дело для сотрудников местной полиции, никто не видит ничего особенного, просто оформлено убийство жутко. И если бы в то время в городе не оказался детектив Раст Коул, сосланный сюда за служебные ошибки, если бы не звуковое стремление раскопать истину, прорыть зубами землю до самой сути, то это дело ушло бы в архив нераскрытым. Как сотни других дел, связанных с этим, ушли ранее.
Как это часто бывает у кожных звуковиков, детектив Коул не умеет ладить с окружающими. Да это ему и не нужно. Существа, живущие в 2D — так ощущает звуковик окружающих. Как можно не видеть подоплеки вещей и явлений или хотя бы не стремиться узнать ее? О чем вообще говорить с такими людьми? Однако будничная жизнь участка, как и любого учреждения в этом мире, — это взаимодействие с людьми. И как хорошо, что у детектива Коула есть напарник.
Детектив Харт — полная противоположность Коула. Он отлично ладит с коллегами, знает, как порадовать секретаршу, чтобы та с радостью готовила ему кофе, — то есть, по сути, выполняла свои обязанности. В общем, знает, как ему важны другие люди, и умеет сделать так, чтобы эти самые другие по общей договоренности приносили ему пользу.
Но и его жизнь, несмотря на кажущуюся простоту и понятность, не так легка: он страдает от того, что не может быть только со своей женой, но при этом и уйти от нее не может («Как думаешь, может мужчина любить двух женщин одновременно?») — обычная проблема не вполне реализованного обладателя кожного вектора.
— А ты не думал, что ты плохой человек?
— Нет, не думал, Марти. Миру нужны плохие люди. Мы отпугиваем тех, кто еще хуже.
С чем борется Коул? Сначала он, как детектив, предстает перед нами борцом с другим звуковиком, также помешанным на идее, но со знаком минус. Если Коул поклоняется силе разума на благо общества, то его антипод нашел себе другой объект поклонения. Фанатизм кожных звуковиков всегда требует приложения своей преданности идее. Хорошо, если эта идея на благо общества, — иначе начинают гибнуть люди.
В то же время, не так очевидно Коул борется с прогнившей системой и приспособленчеством. Одни творят беззаконие, а другие не в силах, да и без желания это распутывать и останавливать. Часто в фильмах встречается Герой, который, не будучи уретральным, пытается изменить что-то в окружающем мире. Это не рывок за флажки, это попытка переустройства существующих социальных отношений. Идеи социальных общественных изменений — прерогатива звуковиков с давних времен.
Понять, что не стоило так держаться за жизнь. Осознать, что вся твоя жизнь, вся любовь, ненависть, память и боль — все это одно и то же, все это — один сон. Сон, который ты видел в «запертой комнате». Сон о том, что ты был… человеком.
Почему именно звуковик, меньше всего нуждающийся в других людях, совершает изменения на благо людей, двигает прогресс? Если бы мы жили тем, что есть у нас в голове, теми мыслями и желаниями, которые мы осознаем, то, пожалуй, у человечества был бы невелик шанс выживания. Милостью природы мы живем бессознательным желанием, а оно, как известно, «знает всю правду». И звуковик имеет в бессознательном желание привести весь мир к заданной точке, соединиться с людьми, хотя сознательно он может не нуждаться в людях или даже ненавидеть их. Бессознательное желание локомотивом тянет звуковиков к определенным действиям, и за звуковиками идет уже весь мир.
Исторически близкий и ментально понятный нам пример — Октябрьская революция. Идея звуковых агитаторов улучшить жизнь страдающего большинства захватила государство размером в 1/3 часть суши. Системно также понятно, почему вместе с желанием менять мир звуковикам дается ощущение вторичности тела, своего и чужого. Глобальные перевороты всегда происходят ценой крови. И за свою идею невозможно бороться, когда на повестке дня стоит вкусный обед, здоровый сон и все блага цивилизации.
В какой-то момент расследование требует у детектива Коула рискнуть собственной жизнью, связавшись ради получения информации с опасными бандитами. Если бы у героя не было звукового вектора, то как бы он продвинулся в деле, думая о ценности собственной жизни?
Что я сейчас думаю о дочке? Знаете что… судьба сжалилась над ней. Я иногда даже благодарен. Врачи сказали, что она ничего не почувствовала, сразу впала в кому. А потом из того мрака погрузилась в другой, еще более глубокий. Хорошая смерть, правда? Безболезненная… в счастливом детстве. Проблема более поздней смерти в том, что ты взрослый. Вред нанесен уже слишком поздно. Сколько же нужно самолюбия, чтобы выдернуть душу из небытия сюда. Сделать мясом. Бросить жизнь в эту молотилку.
Однако звуковику ничто человеческое не чуждо, как может показаться на первый взгляд. У детектива Коула была когда-то семья — жена и дочь. Однако судьба распорядилась так, что дочь Коула погибла, и они с женой не смогли пережить эту потерю. «Где ты был, Бог?» — часто вопрошают люди, особенно звуковики, у которых с Богом особые отношения. Однако создатель не ведет счет с конкретным человеком, кого бы ни выбрал человек для веры — от природы до инопланетян.
Нас создали как Вид, и жизнь поддерживают всему Виду. Коул продолжает свою звуковую миссию на благо человечества. Несмотря на боль потери, сберегает человеческие жизни, не придавая значения конкретным личностям, которых он спасает. Так поступает ученый-микробиолог, так поступает талантливый хирург, с таким намерением делает открытия физик-ядерщик, так нас бережет Высшая сила.
— Представь, что бы творили люди, не будь у них веры.
— То же, что творят сейчас. Только без лицемерия.
Какие такие особые отношения у звуковика с Богом? В сериале есть сцена, где детективы Коул и Харт присутствуют на проповеди. Там во всей красе перед зрителями разворачивается скептицизм, снобизм и ненависть к чужой тупости звуковика-Коула. Он — атеист. И Харт в ответ на рассуждения Коула о верующих и вере говорит фразу, знаковую для всех атеистов мира: «Для человека, который не видит смысла в жизни, больно ты на этот счет много думаешь, и выглядит это как страх». Действительно, поиск ответа «Да» или «Нет» на вопрос о существовании Бога подразумевает глубочайшую заинтересованность в этой области.
Почему звуковики становятся атеистами и уходят из религии в другие области, за другими богами — например, в науку? Потому что то понимание Бога, которое с годами было создано в существующих религиях, удовлетворяет сегодня и уже многие годы только обладателей зрительного вектора с их стремлением к внешней оболочке («сказочное оправдание», как называет Раст Коул веру людей на проповеди и вообще). Пик гуманизма, пик культуры, ценность человеческой жизни — цель, к которой на протяжении столетий шли зрительники. Истинное знание о Боге — противоположная сторона медали, то, что только предстоит открыть звуковикам.
Я привык считать себя реалистом, но с философской точки зрения я тот, кого называют пессимистом.
За что мы еще любим детектива Коула, чем он так особенно отличается? Как говорит жена Харта: «Раст точно понимал, кто он такой, и разубедить его было невозможно. Проблема Марти (детектива Харта) в том, что он так в себе и не разобрался. Поэтому никогда не знал, чего он хочет». Звуковики пытаются постичь глубинную суть вещей. Ближайшим материалом для изучения, в отсутствие обычной для звуковиков реализации в программировании, музыке, точных науках, искусстве, является сам звуковик. И тут в зависимости от нижних векторов звуковики производят изучение себя разными способами и с разным результатом.
Анальный вектор делает человека интровертом. А в сочетании со звуковым вектором — интровертом вдвойне. Такой человек всецело сосредоточен на себе, своих мыслях и ощущениях. Звук, сосредоточенный на себе, попадает в ловушку: постичь себя можно, только изучая окружающий мир, а точнее — окружающих людей. Но сознанию звуковика противно знание — «я часть окружающего мира, системы человеческого общежития».
Звуковик с кожным вектором более экстравертирован. С древних времен реализация кожного вектора — мена, экономия — предполагает взаимодействие с другими. Конечно, звук и тут добавляет интроверсии, но все же она не так сильно выражена, как в сочетании с анальным вектором. Кожный звуковик активнее взаимодействует с другими людьми. Нацеленный вглубь, он изучает их, наблюдает за ними и так лучше узнает себя. Именно поэтому он лучше понимает, чего он хочет, точнее, лучше понимает, что то, что есть вокруг, не в силах его наполнить. Так и Раст Коул — он знает, кто он, точнее, чем окружающие его люди без звука. В нашем мире потерянных ориентиров (существовали ли они когда-нибудь по-настоящему?) даже такое нигилистическое, но все же точное ощущение себя восхищает и притягивает.
В нас всех таится такая житейская ловушка — непоколебимая уверенность, что все изменится. Что мы переедем в другой город и встретим друзей на всю оставшуюся жизнь. Что влюбимся, реализуем себя, что бы это ни значило. Что все будет хорошо… Это все как пустые сосуды для хранения сплошного потока д*****.
В какой-то момент детектив Коул пытается начать новую жизнь — с помощью жены напарника Харта находит себе подругу, смотрит телевизор вечерами с ней в обнимку, но все это не то. В итоге он оказывается за стойкой бара — одинокий, и, казалось бы, совершенно разбитый и несчастный. Но звуковику не важны регалии, статус, деньги, семья, он может продолжать расследование, искать истину — этого ему вполне достаточно.
На протяжении всего фильма Коул страдает бессонницей. Звуковик, который безудержно ищет что-то в этом мире, но не может найти, просто не может спокойно уснуть — бесконечный поток мыслей в голове не даст ему это сделать. На помощь приходят химические препараты. Но они воздействуют только на тело, на сознание через мозг. Однако они не могут ответить на ноющие вопросы бессознательного. Бессонница продолжается, пока ответ не будет найден.
Знаешь, ты неправильно на небо смотришь… Когда-то в мире была только тьма. А теперь, как мне кажется, свет побеждает.
Детектив Раст Коул дошел до истины. Надеясь только на себя, не ведая сна и преград, не считая потраченные годы, он нашел преступника. Сможет ли он успокоиться? Прекратятся ли его галлюцинации и бессонница? Сможет ли он начать новую жизнь, счастливую и размеренную? Во Вселенной фильма все может быть. Однако Раст Коул — только собирательный образ, вымышленный персонаж, плод фантазии гениального звуко-зрительного сценариста и автора идеи. В это же время в параллельной, то есть нашей реальной Вселенной звуковики всего мира продолжают поиски истины в разных областях бессонными ночами. Но свет уже победил, ведь ответы на все звуковые вопросы можно найти на онлайн-тренинге «Системно-векторная психология».
Автор: Карина Кашапова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Захотелось посмотреть фильм. Спасибо за глубокий анализ!
Я боялась читать рецензию на этот фильм, который вызвал столько переживаний. Боялась, что рецензия все испортит. Спасибо за этот текст, он обогатил меня, позволил еще раз прочувствовать события сериала, а в конце на глаза навернулись слезы точно также, как и в конфе фильма.