Фильм Алексея Петрухина «Училка» рассказывает о преодолении взаимного неприятия, разделявшего учительницу и вверенный ей 11 «А», а также всех учеников класса между собой. И ученики, и учительница — это метафорический образ нашей страны в 1990-е — 2010-е годы. В то время, когда все общество, вначале разобщенное взаимной неприязнью (сталкивавшей между собой как разные поколения, так и отдельных людей внутри одного поколения), затем постепенно сплачивается благодаря нашему коллективистскому менталитету, меняя навязанные потребительские приоритеты на созидательные. В фильме показана огромная роль взятия на себя человеком всей полноты ответственности, необходимой для того, чтобы от нереализованного состояния перейти к максимальному раскрытию своего потенциала.
Эгоизм, взаимные обвинения и разобщенность
На протяжении фильма мы неоднократно наблюдаем, как персонажи, оправдывая себя, обвиняют других. Ведь эгоизм всегда нашептывает, что в наших неприятностях виноват кто-то другой. Например, в инциденте с пистолетом директор школы обвиняет представителей СМИ, а журналист — педагогов.
Вот и Алла Николаевна, учитель истории с 40-летним стажем, упрекает и учеников, и родителей, и директора школы, и государство в том, что ученики не стремятся к образованию: «К чему эта аттестация? Ведь складывается такое впечатление, что ни государству, ни родителям образованные люди не нужны. Вот вы понимаете, что педагоги не нужны, а нужны менеджеры, которые организовывают получение знаний», «Это уже не дети. Это расслабленные организмы, неспособные к обучению. Мы им не нужны, их ничто не интересует, кроме электрических игрушек».
Если человек поддается эгоистической мысли, будто за создавшиеся обстоятельства отвечает не он, а кто-то другой (например, государство, директор, родители учеников или сами ученики), ему не удается реализовать весь свой потенциал полностью. Так произошло и с Аллой Николаевной. Высшей степени реализации в своей профессии она достигнет позже, когда, рискуя жизнью, возьмет на себя всю ответственность за воспитание учеников и обучение их своему предмету.
В начале фильма мы видим, как она отказывается выполнять общее для всех требование директора — сделать отчеты для переаттестации. Алла Николаевна выше формальностей: она хочет научить школьников жизни. Правда, как говорит ей директор, она не может найти с учениками общий язык. Но ведь в этом виноваты они сами — шепчет ей эгоизм: не любят школу, не хотят ее слушать. Алла Николаевна пока не замечает, что это вызвано в том числе и ее постоянными язвительными намеками, принижающими умственные способности ребят.
Например, ученику, собирающемуся стать актером, она заявила: «Режиссеры любят умных артистов. Тебе любовь режиссеров не грозит». А иногда Алла Николаевна говорит и совсем прямо: «Вы все никчемные маленькие невежественные уроды», «Благодаря тупорылому Гусько, мы теперь имеем отличный компромат на тебя. Что ты представляешь из себя? Ничего. Пустое место. Я могу пристрелить сейчас любого из вас… рука у меня не дрогнет… мне вас не жалко». Так, в начале фильма мы видим, что зрительный вектор Аллы Николаевны пока проявляет себя не столько в любви к людям, сколько в снобизме.
Алле Николаевне, носительнице не только зрительного, но также и звукового вектора, сначала трудно преодолеть свой эгоцентризм и найти, как правильно замечает ей директор, общий язык с ребятами — пока она замкнута внутри своего эгоцентричного «я», противопоставляя себя остальным. Метафорически это выражено в фильме через ее разговор с самой собой, в котором она оправдывает свое нежелание подчиниться общему для всех требованию — сделать отчеты для переаттестации.
Анальный вектор Аллы Николаевны пока тоже не полностью реализован. Этот вектор наделяет его носителей стремлением и способностью к преподаванию, но в недостаточно реализованном состоянии он может проявляться и через желание к садизму, а при наличии еще зрительного и/или звукового векторов — к вербальному садизму. Когда Алла Николаевна опрашивает Борю Бойцова по давно пройденному материалу, не предупредив об этом заранее, она, не скрывая своего желания сделать больно, проводит такую аналогию: «А разве когда Шиловский собирается дать тебе пинка, он тебя предупреждает?» Ученики чувствуют, что, постоянно акцентируя внимание на их недостатках, она получает некоторое удовольствие. Они выражают это словесно: «Можете поставить даже две двойки, можете не отказывать себе в удовольствии», «Решили отомстить за всю свою неудавшуюся жизнь?»
В свою очередь, сами ученики тоже полны неприязни к Алле Николаевне. Они постоянно ее оскорбляют, презрительно комментируют весь излагаемый ею учебный материал, игнорируют ее требования отвечать на вопросы. Но вражда разделяет не только учеников и учительницу. Внутри класса тоже все друг с другом постоянно грызутся: как по политическим разногласиям, так и без видимой причины — из желания высказать неприязнь.
Проявление неприязни достигает своего пика, когда Алла Николаевна требует, чтобы Шиловский, разговаривающий на уроке по телефону, отдал телефон ей. А Шиловский вынимает заряженный пистолет и, угрожая им, кричит, чтобы «училка» от него отстала. Алла Николаевна отнимает у него пистолет, закрывает дверь класса на ключ и заявляет, что все выйдут только после того, как ответят ей по всем пройденным темам.
Пробуждение лучших ценностей нашего менталитета
Затем пистолетом овладевает Петров (Чума). Он требует у «училки» поставить всем пятерки и отдать ключи от класса. И здесь Алла Николаевна начинает проявлять лучшие качества нашего менталитета, что впоследствии приведет к полному сплочению класса.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, уретральный менталитет всех стран постсоветского пространства характеризуется ярко выраженным желанием достичь значимой для общества цели у всех развитых представителей нашего народа. Это желание часто оказывается настолько сильным, что его реализацию не может остановить даже необходимость пожертвовать ради этого жизнью. Когда, угрожая пистолетом, Петров требует от Аллы Николаевны отдать ему ключи от запертого класса, она, не боясь быть убитой, спокойно повторяет, что все выйдут из класса только после того, как ответят на все вопросы по пройденным темам.
Алла Николаевна рискует жизнью ради великой цели — воспитания личностей: «В жизни человека существуют не только мелкие личные планы. Человек по сути — Созидатель. Он создан по образу и подобию Творца. Моя задача — наполнить вас знаниями. Открыть перед вами новые горизонты жизни. И если мне это удастся, то я достигну высшей цели своего дела — воспитания личностей, способных творить историю, государство, лепить время. За это воевали наши деды, прадеды, отцы, зачастую жертвуя своей жизнью. И я не дам обесценить их подвиг».
Именно с этого момента Алла Николаевна берет на себя всю полноту ответственности за воспитание своих учеников, хотя под дулом пистолета она вполне могла бы и отказаться от своей педагогической миссии, по-прежнему оправдывая себя тем, что во всем виноваты государство, администрация школы, родители и дети.
Одна из важнейших ценностей носителя уретрального менталитета — приоритет общественного блага над личными интересами. Именно поэтому (в отличие от ответственности только за себя, свойственной жителям западных стран — носителям кожного индивидуалистического менталитета) наш народ обладает намного более мощной по своему потенциалу силой — способностью брать на себя максимальную ответственность: за весь коллектив или за все общество. Так и Алла Николаевна взяла на себя коллективную ответственность за воспитание, не разделяя ее более на ответственность государства, ответственность родителей и ответственность самих школьников.
Алла Николаевна — представитель старшего поколения, воспитанного в советские времена, то есть в период анальной фазы развития нашего общества, когда свойственные нашему менталитету жизненные ориентиры прививались наиболее активно. А не в кожную фазу (начиная примерно с 1990) — время, когда они, наоборот, сильнее всего обесценивались. Поэтому именно Алла Николаевна и стала проводником ребят в мир возвращенных ценностей. После того, как, благодаря ее поступку, в ребятах пробудилось стремление к лучшим ценностям нашего менталитета, у них стали восстанавливаться нравственные ориентиры. А затем, в конце фильма, ученики повторят порыв своей учительницы — проявят ту же самую способность рискнуть жизнью ради высшей справедливости, которая приоритетна над личными интересами.
Кожная мера и первичное ограничение эгоизма
Первыми на сторону учительницы переходят Юлиана Ракитина (Зубрила) и Дима Орлов (Дипломат) по чисто рациональным, логическим соображениям. Они говорят, что от учебы зависит все их будущее — образование и карьера, а значит, им выгодно учиться, выполняя требования учителя, который стремится дать им знания. Рациональность, логика, выгода — это ценности кожного вектора.
На тренинге «Системно-векторная психология» раскрывается, что первым в истории человечества ограничителем на неприязнь стала кожная мера. С продолжением развития нашей психики этого стало недостаточно и потребовалось второе ограничение. Поэтому своими рациональными доводами Ракитина и Орлов не смогли убедить весь класс. Большинство по-прежнему было полно ненависти к учительнице.
Зрительная мера и вторичное ограничение эгоизма
Вот пистолетом овладевает Боря Бойцов (Халява) и с негодованием высказывает Алле Николаевне: «Нормальный человек живет, бабки заколачивает, ни в чем себе не отказывает. Вы засоряете наши головы этим книжным дерьмом, этим историческим шлаком». К угрожающему учительнице Бойцову подбегает его девушка, Ира Соколова (Птаха): «Ты что, женщину можешь ударить? И все, что ты сейчас говорил, — это правда? Что в жизни есть только деньги, а все остальное — шлак? И даже я? Ты растоптал нашу любовь, ты ее просто уничтожил. Ты не знаешь, что такое любить. Это же так страшно — не знать, что такое любовь!»
Вскоре пистолет оказался в руках у Иры, но впечатление на ребят производит не сила оружия, а сила ее слов, напоминающих о ценности любви, более важной, чем индивидуалистические и потребительские желания. Одноклассники Иры даже не возмутились, когда она выбросила в окно все мобильные телефоны — символ ценностей эпохи потребления, подмявших под себя более высокие чувства. Они не протестовали также, когда Ира предложила всем выполнить требование Аллы Николаевны — ответить на все вопросы по пройденным темам.
Ира положила пистолет на стол рядом с учительницей, и впервые никто его не взял. Впервые возникло сплочение и способность увидеть в другом его лучшие качества, не сосредотачиваясь на его недостатках. Раскрывать в других лучшее — очень важный шаг в преодолении неприязни, как своей, так и чужой, потому что это вызывает аналогичные желания в других людях. Алла Николаевна прониклась симпатией к ребятам, и ее обычные уничижительные реплики сменились словами понимания и поддержки: «Вы умные, талантливые, вы все-таки думающие. Я могла бы городиться вами. Я сегодня впервые увидела, что из вас могла бы получиться хорошая команда».
Затем она начала читать стихотворение Н. Гумилева, другая ученица продолжила, затем подхватили третья и четвертая. «Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад…» Раньше никто из них не хотел верить во что-нибудь, кроме непривлекательного образа людей, созданного их внутренним состоянием — эгоистичной неприязнью к другим. А теперь они это осознали, и каждый нарисовал плачущее дождем небо.
Сострадание («Ты что, женщину можешь ударить?»), любовь («Это же так страшно — не знать, что такое любовь!»), выражение своего эмоционального состояния через стихи и рисунки — все эти душевные проявления неотъемлемо связаны с культурой. Как показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, культура возникла и получила развитие благодаря тому, что человечество нуждалось в дополнительном ограничении на неприязнь.
Как было сказано выше, первым ограничением были рациональные условия, внесенные кожной мерой — мерой выгоды, логики и закона. И когда это рациональное ограничение уже не было способно сдерживать постоянно растущий эгоизм людей, возникло, благодаря зрительной мере, следующее ограничение — культура с ее гуманистическими ценностями любви и сострадания. В такой же последовательности эти ограничения и восстанавливаются — как в отдельном человеке, так и в обществе.
Так, Ира реанимировала второе, более позднее и более действенное, чем кожное, ограничение на выражение неприязни, что привело к сплочению почти всего класса. Ученики по очереди стали отвечать на вопросы по пройденным темам, но не потому, что им угрожали пистолетом. Пистолет теперь лежал на столе: ни учительница, ни ученики больше не пытались им овладеть, чтобы диктовать свои условия. Исключением стал только звуковой Артем.
Артем и Алла Николаевна. Два разных состояния звукового вектора
Звуковой вектор наделяет его носителя мощным абстрактным интеллектом, поэтому звуковики подвержены сильнейшему искушению считать себя выше других. Индивидуализм и эгоцентризм Артема заставляли его упрямо отвергать рациональные и культурные ограничения, к которым оказались восприимчивы все остальные. Он вышел к доске, но отвечать отказался, несмотря на плохое самочувствие Аллы Николаевны, нуждавшейся во врачебной помощи. Он даже заявил, что как раз желал бы ее смерти. Именно в звуковом векторе бывает самая сильная ненависть.
Алла Николаевна удивилась тому, насколько сильна ненависть Артема к ней, и, указывая на лежащий рядом пистолет, предложила ему убить ее. Она по-прежнему отказывалась закончить урок прежде, чем сможет выполнить свой педагогический долг — вернуть всех ребят к более высоким ценностям, чем эгоистические желания.
Звуковое желание связано с нематериальной стороной действительности, к которой относятся в том числе различные идеи (социальные, научные, философские, религиозные), поскольку идеи — это замыслы для воплощения в реальном мире. Поэтому реализацией звукового вектора может стать формулирование и претворение в жизнь прогрессивных идей, задающих направление всему обществу — носителям всех остальных векторов. Так, звуковое желание Аллы Николаевны наполняла идея воспитания настоящей созидательной личности, способной влиять на историю.
В разговоре Артема и учительницы противопоставлены два совершенно разных состояния звукового вектора — разрушающего и созидающего: эгоцентризм и ненависть Артема против неуклонной реализации Аллой Николаевной важнейшей для общества идеи.
Объединение на базе уретральных ценностей нашего менталитета
Артем хватает пистолет и обвиняет одноклассников в трусости и беспринципности. А Алла Николаевна спокойно говорит ему об особенностях нашего общества: «В нашем мире, русском, можно презирать человека. По заслугам или просто так, чтобы казаться выше него. Но у нас нельзя презирать общество. А ты только что сказал своим одноклассникам, с которыми ты 10 лет сидел в этом классе, что ты их презираешь. Артем, наш мир этого не прощает».
Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» показывает, что если поведение жителей западных стран — носителей кожного менталитета, в наибольшей степени регулируется законом, то в странах постсоветского пространства сильнейшим регулятором поведения является социальный стыд. Сила социального стыда часто оказывается сильнее страха смерти и толкает человека на героические поступки, на восстановление высшей справедливости, даже если это связано с риском для жизни.
Так произошло и со всеми одноклассниками Артема, угрожавшего Алле Николаевне оставить ее инвалидом, если она не отдаст ключи от класса. К его удивлению, на защиту учительницы встал весь класс. Причем Шиловский, который принес в школу пистолет и изначально был к преступлению ближе всех, поднялся на защиту Аллы Николаевны первым и подошел к дулу пистолета вплотную.
И здесь произошел феномен, который можно назвать в нашей истории русским чудом: как только все объединяются в желании реализовать справедливость, не боясь превосходящей их силы, перевес оказывается на их стороне. Этот феномен был показан в фильме Н. Михалкова «Цитадель» (в сцене неожиданной победы безоружных людей над неприступной крепостью). Действительно, в нашей истории (особенно в Отечественных войнах) можно найти немало подобных примеров. Без сомнения, они вдохновили и Н. Михалкова, и А. Петрухина — режиссера «Училки». Как только весь класс объединился в желании восстановить справедливость, в класс ворвались сотрудники полиции, мгновенно уничтожив всю силу Артема, держащего в руке пистолет.
А затем, когда, допрашивая учеников, полицейские пытались выяснить, кому принадлежит пистолет, Шиловского не выдал никто, даже Артем. Хотя Шиловский больше всех проявил себя в поддержке учительницы, против которой яростно выступал Артем. Так, на базе ценностей уретрального менталитета произошло полное объединение класса.
Во время кризиса 1990-х гг. могло казаться, будто наше общество уже не сможет возродиться. Но, благодаря огромному потенциалу, которым наделяет нас уретральный менталитет, стало происходить постепенное реанимирование настоящих ценностей и сплочение людей. Подобно тому, как кризис, являясь следствием и внешним проявлением эгоистических желаний, вынуждает людей раскрыть свой потенциал и подняться на следующую ступень, пистолет в этом фильме стал не только проявлением сильнейшей неприязни. Но также и тем внешним обстоятельством, которое позволило всем — и ученикам, и учительнице, проявить свои лучшие качества и преодолеть взаимное неприятие.
От эгоцентризма до объединяющей силы в звуковом векторе
Пример с эгоцентричным Артемом показывает также, что хотя сегодня в странах бывшего СССР, постепенно оправившихся от кризиса 90-х, и предпринимаются активные попытки установления рациональных и культурных ограничителей в обществе, все-таки это не дает желанного результата. Не только потому, что регуляция рациональным кожным законом не подходит нам ментально. В наше время очень вырос общий объем психики. И для сохранения и развития общества требуется что-то большее, чем закон и культура.
В конце фильма весь класс и Алла Николаевна сидят вокруг костра и поют «Ветер перемен». Действительно, наше общество сейчас на пороге перемен. А Артем играет на гитаре, сопровождая музыкой совместное пение и объединяя еще сильнее весь коллектив. Ведь у обладателей звукового вектора могут проявляться не только эгоцентризм и сильная ненависть. Именно в таких людях с их самым большим объемом психики заложен также и самый мощный потенциал для объединения общества.
Автор Ольга Чебаевская
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»